Вальс `Das Leben ein Tanz, oder Der Tanz ein Leben!` 1831), op. 49 (`Жизнь - это танец, или танец - это жизнь`,
Иоганн Штраус (отец) (1804–1849)
Вальс а ля Паганини, op. 11
Иоганн Штраус (отец) (1804–1849)
Галоп `Seufzer` (`Вздох`), op. 9
«Четыре венских музыканта, братья Шрамель, образовавшие квартет в составе двух скрипок, кларнета и гитары, играли для развлечения венцев различные народные мелодии, песни и танцы. Название «шрамель» потом закрепилось за всеми подобными ансамблями, которые увеселяли публику в ресторанах, кабачках, на танцевальных балах и стали очень популярными. Но особой известностью пользовался «шрамель», куда входили Йозеф Ланнер (скрипка), Иоганн Батист Штраус (альт) и братья Драханек (скрипка и гитара)».
(Из воспоминаний современников) Вот с этого квартета начался путь в музыку австрийского композитора, скрипача и дирижера Иоганна Батиста Штрауса, родоначальника музыкальной династии композиторов Штраусов.
Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами.
Иоганн Батист Штраус (Johann Baptist Strauss) – патриарх знаменитой музыкальной династии Штраусов - родился 14 марта 1804 года в городке Леопольдштадт — народном предместье Вены, в семье владельца гостиницы Франца Боргиаза Штрауса и Барбары Дольман.
Иоганн Батист Штраус родился 14 марта 1804 года в городке Леопольдштадт — народном предместье Вены
Детство у мальчика было трудное: когда ему исполнилось семь лет, от лихорадки угасла его мать, а ещё через пять лет разорившийся отец утонул в Дунае (по одной из версий это было самоубийство из-за долгов). В 9 лет опекун отдал его учиться переплетному делу, хотя Иоганн просил отдать его учиться музыке. Но не тут то было. Пришлось самостоятельно брать уроки игры на скрипке, и при первой же возможности Иоганн бросил мастерскую и стал играть по трактирам. Затем произошло знакомство со скрипачом Полишанским. Полишанский привел его к Игнацу Памеру, вот тут-то и встретились два будущих сочинителя вальсов и соперники по ремеслу Йозеф Ланнер и Штраус.
Слева Штраус, справа - Ланнер.
С 1819 года Штраус играет в Венском танцевальном квартете Мишеля Памера, а в 1824 году становится помощником дирижёра оркестра Йозефа Ланнера. Оркестр в ту пору играл в кабачке «У красного петуха» в венском пригороде Тури.
Штраус успевал не только играть в оркестрах, но и приглядел дочку владельца заведения Йозефа Штрайма Анну.
И не просто приглядел, а женился на ней. 25 октября 1825 года на свет появляется первый продолжатель династии — Иоганн Штраус (младший). Всего Анна родила ему пятерых детей, трое из которых Иоганн, Йозеф и Эдуард станут известными композиторами.
Эдуард, Иоганн, Йозеф Штраусы
Штраус-отец играл виртуозно, в бешеном темпе и с огромным темпераментом. Современники отмечали, что во время дирижирования его движения были настолько соблазнительны, а потому его сравнивали с Паганини.
Именно Иоганну Штраусу-отцу принадлежит рождение образа дирижирующего солиста-скрипача. Этот образ будет успешно использовать Штраус-сын.
В кабачке «У красного петуха» звучали не только вальсы, но и польки, галопы, польки-мазурки, одним словом танцевальная музыка.
Даже появлялись нотные сборники.
Четыре года Иоганн и Ланнер дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались, и каждый пошёл своим путём. Так бывает, когда возникает недопонимание и выяснение отношений «кто лучше сочиняет».
Поначалу Штрауса всё время сравнивали с Ланнером, а поющая и танцующая Вена раскололась на два лагеря: штраусианцев и ланнерианцев. Оба сочиняли вальсы, польки, галопы…
И все же Император Франц I отдал предпочтение Ланнеру, когда назначил его «управляющим придворными балами». А вот на местных праздниках первенство занимал Иоганн Батист Штраус. В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер.
Рихард Вагнер
После того, как он услышал Штрауса, в его дневнике появилась запись:
«Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту».
Это была высокая оценка творчеству И.Штрауса-отца.
ИОГАНН БАТИСТ ШТРАУС (отец) (1804–1849)
Вальс `Париж` (`Paris-Walzer`), op.10. Большой Парижский вальс.
Весной 1848 года вспыхнуло восстание в Ломбардии — итальянской провинции, подчинявшейся Австрии
. Поначалу войска 82-летнего австрийского генерала Йозефа Радецкого терпели поражение, но уже к августу 1848 года Милан, столица Ломбардии, был взят, а мирный договор подписан.
Успешное завершение первой части итальянской кампании принесло Радецкому огромную популярность.
Вена отблагодарила его большим городским праздником и открытием конной статуи генерала.
К чествованию победителя Иоганн Штраус-старший написал именной марш: из всех написанных им маршей именно Марш Радецкого стал всемирно известным.
J. Strauss. Radetzky March. И. Штраус. Марш Радецкого
Играет Центральный концертный образцовый оркестр имени Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского Флота России. Большой зал Московской государственной консерватории. https://youtu.be/lE8ZwuYYxiU
ИОГАНН ШТРАУС - СТАРШИЙ: МОЦАРТ ВАЛЬСОВ Австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Наследие композитора насчитывает 251 творение. Родоначальник музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей - Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами. Это наследие было бережно сохранено его сыном Иоганном Штраусом-младшим и издано в 1889 году в Лейпциге.
Иоганн Штраус-отец и трое его сыновей - Иоганн, Йозеф и Эдуард заняли важное место в истории музыки. Зрители не только побывают в Вене, но и узнают интересные подробности биографий легендарных Штраусов. https://youtu.be/xmobQJneTLY?si=l8sxAZGlXI-5VlLI
Комментарии 1