Так воскликнул Людвиг ван Бетховен, услышав музыку Баха. Гёте заметил:
«Музыка Баха — это музыка пути к Богу – в этом ее величие».
Творить для Господа было главным в жизни музыканта. Когда Бах скончался, в протоколе магистрата Лейпцига было записано:
«...Среди прочих, умер кантор школы Фомы».
И это не случайно – слава, известность были для него вторичны и необязательны.
Не о славе думал великий гений. Свое предназначение он понимал как служение Богу.
Не случайно свои партитуры он украшал надписями Soli Dei Gloriа — «Одному Богу слава» или Jesu Juva - «Иисус, помоги». Музыка Баха современна, как вечна и современна вера. И надежда. И любовь. Как всегда современны небо, река и роща.
Бах родились в Германии в один и тот же 1685 год – так природа щедро одарила человечество сразу двумя гениями.
Музыка текла в жилах Иоганна Себастьяна Баха с рождения, ведь он принадлежал к известной немецкой музыкальной династии: Несколько поколений до и несколько поколений после него посвятили себя музыке. Некоторые полагают, что его вклад в музыку намного больше, чем вклад таких гениев последующих эпох, как Моцарт и Бетховен. Но какое бы место ему ни отводилось на музыкальном олимпе, ясно одно – Бах заслуживает звание одного из величайших композиторов в истории человечества. При жизни Бах был известен в первую очередь как органист, но сам он в этой области приписывал себе весьма скромные достижения:
«В этом нет ничего необычного. Достаточно только нажимать нужную клавишу в нужное время, а инструмент сыграет сам».
После смерти Баха его наследие подверглось серьёзной переоценке; тогда – то и стало понятно, насколько велик был этот мастер музыкальной композиции.
Особенно он преуспел в написании хоралов, клавишной и инструментальной музыки.
В каждом его произведении чувствуется строгость и возвышенный дух искренне верящего в Бога человека.
Родителей Бах потерял, когда ему едва исполнилось десять лет. Мальчик был оставлен на попечении своего старшего брата Иоганна Кристофа, который, как и их отец, служил органистом. Сначала уроки музыки маленькому Иоганну давал старший брат; в пятнадцать лет Иоганн Себастьян отправился в школу, расположенную в двухстах милях от дома, и продолжал обучение ещё два года.
Храм Св. Михаила, где в певческой школе при этом храме учился Иоганн Себастьян Бах.
После обучения Иоганн Себастьян получил должность придворного музыканта, но впоследствии вернулся к семейному делу и стал органистом.
В этой церкви Святого Бонифация в Арнштадте И.С.Бах и написал свою знаменитую токатту и фугу ре-минор
Токката (на итальянском toccata - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган). Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) - наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения. Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката и фуга для органа pе минор (ок. 1705), BWV 565
Молодой Бах был готов на всё, лишь бы больше узнать о музыке. Однажды, ещё в возрасте девятнадцати лет, он пешком прошёл четыреста пятьдесят миль, чтобы посетить концерт своего кумира, органиста Дитриха Букстехуде.
Вот в этой церкви в Дорнхайме и венчался И.С.Бах и Мария Барбара Бах
В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре Бах. Годом позже он получил первую серьёзную должность органиста в герцогстве Веймарском. Здесь он проработал девять лет, хотя под конец этого срока его отношения с нанимателем стали напряжёнными и, когда ему не дали заслуженного повышения, он решил отправиться в другое место. Герцог настолько разозлился на музыканта, что арестовал его и месяц держал в тюрьме.
Но Баху было не привыкать – он уже не раз конфликтовал с властями, в том числе и церковными.
Он явно принадлежал к тем людям, которые не терпят, чтобы им указывали, что делать.
Под конец Бах настоял на своём, и ему было позволено занять должность капельмейстера («музыкального директора», выражаясь современным языком) князя Леопольда Анхальт – Кётен – ского. На этой должности Бах написал основную часть своих музыкальных и оркестровых произведений. В 1720 году умерла его жена Мария, но Бах вскоре нашёл ей замену – год спустя он взял в жёны Анну Магдалину Вильке.
Анна Магдалена
В общей сложности у Баха родилось двадцать детей, хотя из – за высокой детской смертности в те времена до взрослого возраста дожили лишь девять.
Из них четверо – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил, Иоганн Христоф Фридерик и Иоганн Христиан – стали композиторами.
В 1723 году Бах получил должность учителя в школе Лейпцига, каковую и занимал последние двадцать семь лет жизни. Хор мальчиков при церкви Св.Фомы был создан в 1212 году и является одним из старейших в Германии. В течение 27 лет, с 1723 по 1750 годы, церковным хором мальчиков (нем. Thomanerchor) руководил И. С. Бах. Сейчас в нем поют около 100 мальчиков в возрасте от 9 до 18 лет. Они живут в интернате и обучаются в одной из старейших школ Лейпцига - Томасшуле. Главное место в репертуаре хора, естественно, занимают призведения И.С. Баха
Церковь Святого Фомы, где 27 лет жил и работал И.С.Бах. Около церкви стоит этот памятник. В этой церкви он сейчас и похоронен.
Сейчас это кажется удивительным, но Бах тогда считался вторым кандидатом на этот пост, а первым работу предложили Телеману. Кроме преподавательской деятельности, Бах играл на органе в местной церкви и исполнял там обязанности хормейстера.
От него требовали сочинения большого количества хоровых произведений – и он постоянно усердно трудился.
Здесь тоже не обошлось без конфликта с властями, хотя на этот раз Бах решил держаться за свою работу до конца.
Среди многих замечательных работ этого периода особо выделяются два пасхальных произведения – Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею. Среди более лёгких произведений следует отметить Кофейную кантату, исполнявшуюся в местной кофейне.
Бах всегда проявлял интерес к математике и любил выражать музыку в цифрах. Он считал, что его личным числом является четырнадцать – оно получается в результате сложения чисел, соответствующих алфавитному порядку букв его имени. Музыкальные рисунки и схемы, основанные на этом числе, часто встречаются в его произведениях.
Памятник Баху в Лейпциге Pixabay
К концу жизни Бах страдал от катаракты, его зрение неуклонно ухудшалось.
Английский хирург Джон Тейлор, как и в случае с Генделем, неумело провёл операцию, в результате чего Бах почти полностью ослеп.
Однако Бах продолжал работать и закончил своё последнее сочинение «Искусство фуги». За несколько часов до смерти Бах прозрел.
После смерти композитора потребовалось не менее сорока шести лет, чтобы привести в порядок все его рукописи и издать все его работы, что лишний раз доказывает огромную работоспособность этого великого музыканта. https://youtu.be/2XP1heBsvH4
Статья автора «diletant.media» в Дзене ✍: Гёте считал его «божественным явлением», а Шостакович признавался, что испытывал каждодневную потребность играть произведения великого композитора.
«Шутка». Это жизнерадостное по своему характеру произведение, являющееся последней частью ... «Оркестровой сюиты» №2 великого Иоганна Себастьяна Баха, в XX веке стала одним из самых популярных произведений из репертуара музыкантов-флейтистов. Быстрый темп пьесы и сложность музыкального материала во всей красе способны продемонстрировать истинное мастерство виртуозного исполнителя. ........................ Благодаря знаменитой компании Nokia, которая в рингтонах своих телефонов использовала эту мелодию, миниатюру узнал весь мир.
Точную дату, для которой Бах написал «Оркестровую сюиту» №2, исследователи творчества композитора нам не указывают. Теперь вероятно, это так и останется загадкой, однако блестящие танцы и яркий звук сольной флейты, безусловно, предполагают какое-то весёлое празднование по поводу счастливого знаменательного события. ............... Стало известно только то, что Бах редактировал это произведение и после 1723 года исполнял его в рамках своих концертов с ансамблем «Collegium Musicum» в Лейпциге. ..... В нынешнее время рукопись партитуры Баха не сохранилась. Остались только партии заново отредактированные композитором в 1739 году.
Интересные факты............. ................................................ Некоторые исследователи творчества Баха считают, что изначально в «Шутке» сольный голос композитор намеревался поручить скрипке или гобою, но впоследствии передумал и написал партию для флейты. ................ Аналогичное более раннее сочинение есть у двоюродного брата композитора Иоганна Бернхарда Баха, которое, возможно, и вдохновило Иоганна Себастьяна на создание «Оркестровой сюиты» №2.
Когда Иоганн Себастьян Бах работал в Кётене, то они с Георгом Фридрихом Генделем находились всего в несколько километрах друг от друга.................................. .................. Ранее композиторы никогда не встречались. ........................... В 1719 году Бах совершил 35-километровое путешествие из Кётена в Галле с намерением познакомиться с Генделем, однако Георг Фридрих в то время, к сожалению, покинул город. Так композиторы никогда и не увиделись................ Жанр сюиты был чрезвычайно популярен в Германии во времена Баха, однако композитор проявлял к нему гораздо меньший интерес, чем его современники. .............................. До наших дней дошли 135 сохранившихся сюит Телемана, и это лишь часть тех, которые он написал. .......................... Кристоф Граупнер сочинил 85 сюит, ..................................... Иоганн Фридрих Фаш почти 100. ............................................ Бах и Гендель в сюитах сочиняли так называемые стилизованные танцы, ко...ЕщёКогда Иоганн Себастьян Бах работал в Кётене, то они с Георгом Фридрихом Генделем находились всего в несколько километрах друг от друга.................................. .................. Ранее композиторы никогда не встречались. ........................... В 1719 году Бах совершил 35-километровое путешествие из Кётена в Галле с намерением познакомиться с Генделем, однако Георг Фридрих в то время, к сожалению, покинул город. Так композиторы никогда и не увиделись................ Жанр сюиты был чрезвычайно популярен в Германии во времена Баха, однако композитор проявлял к нему гораздо меньший интерес, чем его современники. .............................. До наших дней дошли 135 сохранившихся сюит Телемана, и это лишь часть тех, которые он написал. .......................... Кристоф Граупнер сочинил 85 сюит, ..................................... Иоганн Фридрих Фаш почти 100. ............................................ Бах и Гендель в сюитах сочиняли так называемые стилизованные танцы, которые предназначались для прослушивания, а не для танцев. Они отличались тем, что в них допускалось гораздо больше различных музыкальных украшений. Во всех оркестровых сюитах Баха используются традиционные французские танцы. ................................. «Шутка» Баха звучит в таких известных фильмах, как «1+1» (2011), «Отец невесты» (1991) и телесериале «Доктор Кто».
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ "ВОСПОМИНАНИЯ ДОРОГОГО МЕСТА" op.42
Прислушайся, как дружественно струны Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте, Что одинокий путь подобен смерти.
Комментарии 4