После "ледового побоища" следует шестая часть "Мертвое поле".
Под минорную тему запевает меццо-сопрано, скрипки в высоком регистре исполняют тему альтов из четвёртой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» Это музыка мира и тишины, в которой, однако, отмечена горькая цена победы. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).
Шестая часть, — «Мертвое поле», —
Единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета.
Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.
Ледовое побоище после битвы
«Мёртвое поле»
Одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.
Окончена ледовая битва.
Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте.
Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.
Я пойду по полю белому, Полечу по полю светлому. Поищу я славных соколов, Женихов моих - добрых молодцев.
В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни.
Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
В шестой части "Мертвое поле" - воплощен образ лирический и скорбный. Здесь поет один только женский голос (меццо-сопрано) в сопровождении оркестра.
В фильме эта музыка связанна с таким эпизодом:
После Ледового побоища, закончившегося победой дружины Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя.
Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей.
Интонации плача, идущие от русских народных пречетов и от классических оперных "плачей" ("Плач Ярославны" из оперы Бородина), слышатся в музыке Прокофьева.
Горестная попевка звучит в самом начале, во встеплении, которое играют скрипки.
Вокальная мелодия замечательна сочетание напряженной выразительности и сдержанности.
Мелодия глубоко печальна, но движение е ровно и строго.
Для этой музыки также характерна переменность (до-минор - ми бемоль мажор).
В третьем такте в оркестровом сопровождении звучит глубокий минорный аккорд (ля бемоль- минорное трезвучие), подчеркивающий скорбный характер музыки.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев