– Давайте мысленно перенесёмся в Австрию XVIII века и побываем в имении князя Николая Эстергази «Великолепного». Его роскошный дворец не уступал в своём величии дворцу французских королей. Гордостью князя был обширный парк с беседками и статуями, фонтанами и павильонами. Для занятий искусствами были построены два театра и два концертных зала. Здесь протекала жизнь, служба и творчество великого австрийского композитора Йозефа Гайдна.
Фото: Венгерский Версаль дворец князей Эстерхази
Как капельмейстер он не только занимался с музыкантами и дирижировал оркестром, в его обязанности входил надзор за внешним видом оркестрантов: парики должны быть напудрены и расчёсаны, бельё чистым, а чулки сверкать белизной. Гайдн должен следить за поведением музыкантов и улаживать между ними конфликты и споры, кроме того – отвечать за сохранность нот и инструментов. Так что он в одном лице – капельмейстер, капельдинер и мировой судья. Но Гайдн ещё, своего рода, «музыкальный повар». Трапеза князя всегда сопровождалась музыкой, и в обязанности Гайдна входил подбор специального репертуара, так сказать, «музыкальных приправ» к каждому блюду. Среди всей этой массы дел есть ещё одна незначительная обязанность – он ведь ещё и композитор. Но на этот счёт Гайдн, с присущим ему чувством юмора говорил: «Теперь я, Слава Богу, не отягощён мучительными раздумьями о том, что мне сочинять. Обо всём этом думает за меня мой князь».
Фото: Венгерский Версаль дворец князей Эстерхази
– Музыка Гайдна прекрасна! Такая весёлая и радостная!
Папаша Гайдн, несмотря на возраст, сохранил в своём характере весёлость и остроумие! Но более всего приводят в восхищение его оригинальные музыкальные шутки.
Фото: Венгерский Версаль дворец князей Эстерхази
ШУТКИ ПАПАШИ ГАЙДНА
Однажды на празднестве в присутствии императрицы Марии Терезии играл оркестр, князя. Дирижировал, как всегда, Гайдн со скрипкой в руках, но в концерте принимали участие четыре любителя высокого происхождения. Императрица заметила, что хотела бы, шутки ради, посмотреть что будет, если именитые дилетанты останутся играть без поддержки музыкантов? Гайдн уловил слова императрицы и договорился со скрипачом Томазини, чтобы тот оборвал струну на своей скрипке.
Симфония началась. В экспозиции Гайдн прижал к носу платок и со словами: «Носовое кровотечение!» – быстро удалился. Томазини тоже хорошо сыграл свою роль, порвав в нужный момент струну. Музыка стала хромать, запинаться и, спустя несколько тактов, остановилась.
Эта шутка вызвала смех императрицы и всех присутствующих.
В молодости Гайдн часто с друзьями-музыкантами играл на вечеринках, свадьбах, а то и просто на улице. Жители Вены привыкли к вечерним и ночным уличным концертам, часто награждали их участников аплодисментами и монетами. Прислушайтесь к этим нежным изящным мелодиям!
Правда, однажды музыкантам не повезло: вместо благодарности на их головы обрушили ведро холодной воды. Гайдн решил проучить оскорбителей, и на следующую ночь компания музыкантов собралась на прежнем месте. По знаку Йозефа весь оркестр грянул что есть мочи, причём каждый играл, что хотел. Что тут началось! Вся округа была разбужена этим «кошачьим» концертом. Озорные музыканты вынуждены были спасаться бегством от блюстителей порядка, и главный нарушитель спокойствия Й.Гайдн был спасён
Старый папаша Гайдн умел быть галантным кавалером
И любил общество хорошеньких женщин, которые, в свою очередь, тоже не оставались к нему равнодушными.
Обо всём говорит его музыка!
Слушаем музыку Гайдна!
Йозеф Гайдн - Дивертисмент для духовых
ПАПАША ГАЙДН
Вена рубежа XVIII –XIX веков – европейская музыкальная столица. Музыка звучала на улицах и площадях, на ярмарках и в кофейнях, во дворцах аристократов и в домах простых горожан. И везде, где собирались музицировать, были произведения Гайдна. У графа Фюрнберга по четвергам встречались друзья, большие любители музыки. Библиотекарь г-н Рейер играет на скрипке, аптекарь г-н Мюллер – на альте, чиновник городской ратуши г-н Моль – на виолончели, торговец игрушками г-н Бенекер – на флейте, а его жена – на клавесине. Сегодня они принесли новые ноты замечательного композитора, их любимца Гайдна – Трио G-dur. Давайте послушаем эту чудесную музыку!
Гайдн –Трио G-dur. (Трио для скрипки, виолончели и фортепиано
А знаете ли вы, что маэстро Гайдн писал не только инструментальную музыку, но и песни?
Гайдн считал свои песни превосходящими по своей красоте и лёгкости все, существовавшие до него! Среди них есть и забавные названия: «Похвала лени», «Хитрый пудель»…
Но самым изобретательным считается канон «Искусство». Его следует исполнять вперёд – назад, затем лист перевёртывается вверх ногами и канон опять исполняется вперёд – назад. Непостижимое мастерство композитора, не правда ли! Послушаем этот шедевр?
Канон "Искусство"
Есть ли у маэстро Гайдна ученики?
У Гайдна было много учеников, но самый любимый – Моцарт. Гайдн не завидует, а радуется успехам, таланту и обаянию Моцарта, считает его «величайшим композитором из ныне живущих». Ему дороги весёлый нрав, каламбуры, а главное, музыка Моцарта. Гайдн не дал ни одного урока Моцарту! Однако Моцарт считает его своим учителем и в шутку называл его «папашей». «Папа – отговаривал он Гайдна от поездки в Англию – Ведь у Вас нет воспитания для большого света, и Вы плохо знаете языки!» На что Гайдн возразил: «О! Мой язык понимают во всём мире!» Возможно Моцарт посвятил Гайдну свой фортепианный дуэт «Учитель и ученик»?
Самый известный канон - это канон Das böse Frau, - Гайдна
Почти за каждым названием пьесы нашего любимого маэстро скрывается какая-либо история!
– А какая история скрывается за пьесой с таким грубым названием «Менуэт быка»?
Однажды к Гайдну пожаловал мясник с просьбой написать «новенький красивый менуэт» к свадьбе своей дочери. Композитор выполнил заказ, и через несколько дней мясник явился с благодарностью: великолепным быком с позолоченными рогами. «Подарок» прибыл в сопровождении счастливого мясника с дочерью, зятем и целым оркестром странствующих музыкантов, издающих оглушительные звуки. С тех пор этот до-мажорный менуэт стал называться «Менуэтом быка». Музыка полна юмора! В ней мы услышим и рёв быка, и его нежные танцевальные па, и его грациозное помахивание хвостом.
Как-то она пригласила Гайдна (ещё молодого) для починки клавесина. Закончив работу, Йозеф не удержался от искушения поиграть на прекрасном инструменте. В это момент в комнату вошла хозяйка дома и спросила:
- Как вас зовут?
- Йозеф Гайдн.
- Йозеф Гайдн?... Тогда сыграйте мне это наизусть! – и она подала ему ноты. Это была собственная соната Гайдна, написанная давно для своей ученицы! Конечно, он помнит каждую ноту! Исполнение было принято с восхищением и щедро вознаграждено.
Иозеф Гайдн Соната для фортепиано G-dur, №27
Joseph Haydn Piano Sonata G-dur, No. 27
С сонатой связана ещё одна смешная история. В Лондоне Гайдн познакомился с одним любителем музыки, неплохо игравшим на скрипке, но страдавшим дурной привычкой завышать интонацию на верхних звуках. Гайдн задумал отучить его от этой дурной привычки. Он написал сонату для скрипки и фортепиано под названием «Сон Иакова» и передал её (без подписи) мадемуазель Янзен, партнёрше скрипача. Музыканты с жаром взялись играть новую музыку, и тут произошло именно то, что задумал Гайдн. На высоких нотах, где встречались сложные пассажи, скрипач постоянно запинался, злился и проклинал композитора. «Небесная лестница Иакова» на своей верхушке оказалась не по силам дилетанту и заставила его основательно поработать над своим недостатком!
К сожалению, ноты сонаты «Сон Иакова» утеряны, но для мадемуазель Терезы Янзен Гайдн написал немало других сонат. Одну из них мы сейчас услышим.
Гайдн - Соната для фортепиано №33 D-dur, №33, Hob. XVI:20
Haydn - Piano Sonata No.33 in C Minor, Hob. XVI:2
За всю свою жизнь Гайдн сочинил 118 симфоний. Некоторые их них имеют названия, связанные с определёнными событиями. Например, после исполнения 96-й симфонии, когда вся публика устремилась к сцене, в опустевшем зале рухнула огромная люстра. Чудо спасло людей! Так симфонию и назвали «Чудо».
А «Прощальная симфония» получила название из-за своего оригинального окончания: музыканты по одному уходили со сцены, гася свечи и унося с собой инструменты. Так Гайдн изобретательно намекнул князю Эстергази о желании музыкантов отдохнуть от затянувшихся гастролей и вернуться домой.
Гайдн - Барабанщик в детстве
Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане порой ходят на концерты не столько ради удовольствия послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения. Гайдну пришлось убедиться, что и для него не сделано исключения. Это обстоятельство весьма раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям. Месть была остроумной. Специально для лондонцев Гайдн написал новую симфонию.
В самый критический момент, когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар литавр. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался грохот. С тех пор эта симфония носит название "Симфония с ударами литавр или Сюрприз"
Сейчас мы услышим самую весёлую – «Детскую симфонию».
Она написана для камерного состава с участием детей. Гайдн остроумно подобрал для них игрушечные музыкальные инструменты, которые продаются на любой ярмарке и в любой лавочке. Эти свистульки, трещотки, треугольники, барабанчики будут звучать по руке дирижёра и украшать музыку щебетом птиц и звуками природы.
Гайдн. "Детская Симфония".
Солисты: Л. Рошаль, О. Табаков, М. Захаров. Дирижёр - В. Спиваков
1809 год. Гайдн стар и болен. Пушечный выстрел наступавших французских войск так напугал его, что старец задрожал и чуть не упал. Но, собрав все свои силы, крикнул слугам: «Дети, не бойтесь! Там где Гайдн, с вами ничего не может случиться!» Даже перед смертью он ощущал себя «папашей», опекающим своих близких. Он говорил: «В этом мире так мало радостных и довольных людей. Везде их преследует горе и заботы. Быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого человек будет черпать спокойствие и отдых».
Спустя два столетия мы радуемся, слушая его музыку,
Сейчас вы увидите любимый торт Йозефа Гайдна. А так же Листа, Шуберта и Имре Кальмана. Ведь семья Эстерхази в жизни каждого из них сыграла огромную роль. Меценаты, покровители искусств- это всегда захваты...
– Друзья, давайте мысленно перенесёмся в Австрию XVIII века и побываем в имении князя Николая Эстергази «Великолепного». Его роскошный дворец не уступал в своём величии дворцу французских королей. Гордостью князя был обширный парк с беседками и статуям...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев