Вроде бы всем примерно ясно, что это такое - симфония, но по факту очень часто этим словом называют то, что симфонией совсем не является:
Чаще всего вообще всё, что кажется заумно-академическим (как бы не для нашего ума).
Вот три признака симфонии:
Симфонию не поют и не играют на рояле. Это сочинение для симфонического оркестра Симфония - это всегда масштабно. Как правило в ней бывает четыре части в разных темпах (первая и последняя обычно быстрые) Симфония - это как роман в литературе Если композитор хочет высказаться на очень важные и сложные темы, он пишет не Ноктюрн или Романс, а именно Симфонию.
Кто пишет симфонии?
Далеко не все даже очень одарённые композиторы способны написать симфонию. Для этого нужен талант музыкального драматурга, отличное владение техникой композиции и абстрактное мышление. К примеру, Глинка так и не смог написать симфонию, хотя очень к этому стремился. Шопен, Мусоргский, Верди и многие другие великие композиторы тоже не написали ни одной симфонии (не только по той причине, что не хотели).
Зато те, кто стал мастером в этом жанре, вошли в пантеон избранных и называются гордым словом "Симфонист".
Бетховен, Брамс, Малер, Чайковский, Шостакович -
Это главные Симфонисты (значит, герои) в классической музыке.
Гайдн и Моцарт тоже писали прекрасные симфонии, но в большинстве случаев они не замахивались на какие-то глобальные идеи, и в принципе под их симфонии можно было прекрасно выпить и закусить
(что и делали гости князя Эстергази, у которого служил Гайдн).
Бетховен уже сделал из этого жанра музыкальное послание к человечеству, и тогда симфония вознеслась на высшую ступень музыкальной иерархии
Бах тоже наверняка был бы симфонистом (он умел мыслить глобально), Но в его время симфонии ещё просто не было.
Её история началась с Гайдна в середине 18 века.
Симфония и публика
Обычно публика знакома с классическими симфониями по какой-то одной части или даже мелодии.
Например, все знают бетховенский "татататАм" из первой части Пятой симфонии. (Так судьба стучится в дверь!)
Точно так же у всех на слуху вот эта тема соль минорной симфонии (№40) Моцарта.
Но смысл симфонии именно в том, чтобы проследить, как автор разворачивает свою мысль в других ракурсах (частях), как он из этих частей сложит единое целое, к какому выводу он придёт в итоге, и как он сделает так, чтобы мы не заснули до четвёртой части.
Слушать симфонию - это наслаждение,
Добытое через нелёгкий, но увлекательный интеллектуальный труд, которое обязательно пойдёт в плюс нашему общему развитию.
Это примерно как прочитать исторический роман,
Посмотреть до конца артхаусный фильм или сыграть партию в шахматы.
То есть это удовольствие для подготовленных людей.
Просидеть молча, не двигаясь, в кресле филармонического зала и ни разу не залезть в мобильник в течение 30-60 минут - тут тоже тренировка нужна.
Поэтому до начала 20 века симфонии в концертах играли обычно отдельными частями, а не целиком (особенно в России). Например, первая часть симфонии Бетховена, а потом какой-нибудь романс Варламова, потом марш из "Аиды", к примеру, а потом четвертая часть симфонии Моцарта. Сейчас всё стало гораздо строже и академичнее. Но и труднее для неподготовленного слушателя.
Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструме...
На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев. Слуга, по определению, о...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев