Структура симфонии
1. Andante. Allegro con anima
2. Andante cantabile, con alcuna licenza
3. Вальс. Allegro moderato
4. Andante maestoso. Allegro vivace
Десять лет отделяют время создания Четвёртой симфонии от Пятой.
Чайковский многое пережил, изменились его взгляды на жизнь, на религию. Он метался в поисках нравственных устоев, размышлял о мере греховности великих художников в жизни. Осенью 1887 года он переживает смерть двух близких ему людей: смерть друга Н.Д.Кондратьева и скоропостижную трагическую смерть в расцвете лет племянницы Т.Л.Давыдовой. Сам пишет завещание.
В дневнике записывает свои размышления о символе веры,
О необходимости и потребности молиться.
А в записной книжке появляются наброски с пометами "Гамлет". Остается неизвестным, предполагалась ли симфония с программой по одноименной трагедии Шекспира или увертюра, которая все-таки будет позже написана.
Мысль Чайковского вращается вокруг "вечных вопросов бытия".
В записной книжке появляется запись литературной программы для симфонии:
"Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения...
Ропот, сомнения, жалобы, упреки к ...ХХХ. не броситься ли в объятия веры"
И это после создания им программной симфонии "Манфред".
Что это? Желание ещё раз разобраться в дилемме человек и судьба, человек и рок? Или следствие пережитого и осмысление всего происходящего?
«Мотив всех умствований – есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти»
Тяжелые раздумья и душевные метания прерываются другими всплесками эмоций: Триумфальной первой гастрольной поездкой в Европу в качестве дирижера.
Чайковский возвращается и пишет Пятую симфонию.
Симфонию о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к Свету и Радости.
А возможно ли их достижение?
Вот уже более ста лет выдающиеся дирижеры пытаются открыть тайный смысл Пятой симфонии.
Что происходит в её финале?
Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.
Пятая симфония Чайковского стала первой из симфоний композитора, премьера которой состоялась под управлением автора.
Успех пришел далеко не сразу.
И это просто поразительно для современного слушателя. Почти аналогичная судьба была у Шестой симфонии Чайковского, также прозвучавшей под управлением автора, но её последующий скорый успех был обусловлен безвременной кончиной композитора и исполнением во второй раз симфонии уже в его память. Публика и критика словно прозрели и услышали великое творение мастера.
«С каждым разом я все больше и больше убеждаюсь, что последняя симфония моя — произведение неудачное, и это сознание случайной неудачи (а может быть, и падения моих способностей) очень огорчает меня. Симфония оказалась слишком пестрой, массивной, не искренней, растянутой, вообще очень несимпатичной», —
Пишет Петр Ильич Надежде фон Мекк.
Только спустя несколько месяцев, после исполнения симфонии в Гамбурге, Чайковский изменил отношение к своему созданию, наконец-то признав его достоинства.
Не нужно объяснять, что мнение это глубоко несправедливо.
В том же письме он сообщает,
Что Танеев — прекрасный, высокопрофессиональный музыкант, — считает Пятую симфонию лучшим сочинением Чайковского.
Причина критического отношения автора к свой пятой симфонии заключалась именно в том, что он совершил здесь попытку ту же тему, что однажды была воплощена им с огромной убедительностью, раскрыть по-новому.
В основу Пятой симфонии также положена «тема судьбы» — Мрачный навязчивый образ, который проходит сквозь все части, развитие и изменения которого и раскрывают центральную идею сочинения.
Интересные факты
1. Пётр Ильич Чайковский написал «Симфонию № 5» удалившись в усадьбу «Фроловское», располагающуюся неподалёку от города Клин. Композитору настолько нравился этот «рай небесный», что он даже мечтал его выкупить и быть там захороненным. Живописная природа имения вдохновила Петра Ильича не только на сочинение гениальной симфонии, но и таких выдающихся шедевров, как Увертюра-фантазия «Гамлет», Балет «Спящая красавица», Секстет «Воспоминание о Флоренции», Романсы (ор. 65). Помимо того, во «Фроловском» маэстро сделал инструментовку оперы «Пиковая дама».
2. В 1888 году, во время своей гастрольной поездки по Европе, Пётр Ильич познакомился с основателем и директором Филармонического общества в Гамбурге Теодором Аве-Лаллеманом, который, несмотря на свой почтенный восьмидесятилетний возраст, безукоризненно организовал концерты композитора. Приятное общение с почтенным старцем, посещающим все репетиции Чайковского, оставили у маэстро много хороших воспоминаний. Чтобы засвидетельствовать своё почтение к такому уважаемому человеку, Пётр Ильич посвятил ему своё новое произведение, написанное после большого гастрольного турне – «Симфонию №5». Весной следующего года композитор специально посетил Гамбург, чтобы представить Аве-Лаллеману своё посвящение, однако, к сожалению, из-за болезни пожилой человек не смог присутствовать на концерте.
3. В Соединённых Штатах «Симфонию №5» изначально встретили весьма недоброжелательно. Произведение настолько не понравилось публике, что после концертов она была настроена агрессивно, а в газетных публикациях Чайковского называли «диким казаком» и «диким калмыком».
4. Знаменитое соло валторны из второй части «Симфонии №5» входит в оркестровые трудности. По качеству исполнения этого соло оценивается профессиональное мастерство валторниста.
5. Прослушав исполнение симфонии, многие предполагают, что тему вступления исполняет бас-кларнет. В действительности её проведение композитор доверил двум кларнетам, звучащим в унисон в низкой тесситуре, не характерной для данного инструмента. Эта тема входит в перечень оркестровых трудностей для кларнета.
«Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием, — Сомнения, жалобы, упреки...»
Пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках.
Первая часть - Andante. Allegro con anima.
Главная партия, которая непосредственно следует за интродукцией, поначалу звучит очень тихо и робко. В исполнении кларнета и фагота она по характеру близка теме вступления и поначалу тоже напоминает сумрачный марш — снова марш, уже более решительный, но тоже сумрачный и тревожный. Движение порывисто, ритмика обострена. Постепенно колорит светлеет, набирает силу, становится все более мощным музыкальный поток, скоро достигающий действенной кульминации. Вступает побочная партия — распевная, с романтическим порывом. Скрипичная мелодия словно выливается из предшествовавшего бурного движения. Вальсовый эпизод внутри побочной партии — это полное отстранение от драмы. В нем господствуют нежность и чистота. Но резкие аккорды всего оркестра разрушают движение вальса, возвращают к драматической, полной накала борьбе. Ею определяется острота столкновений разработки, трагизм музыки всей первой части.
Вторая часть - Andante cantabile, con alcuna licenza,
Один из прекраснейших образцов лирики Чайковского. Звучит скорбный хорал струнных инструментов, затем вступает валторна с глубоко проникновенным соло. Ее поддерживают деревянные духовые с лирически-светлыми напевами. Растет, расцветает томительно-прекрасная песнь. Но врывается тема рока. Ответ ей — после мгновений молчания — еще более экспрессивно звучащая мелодия в выразительном, подобном человеческому голосу тембре виолончелей. Безбрежный разлив мелодии, какой, кажется, может быть только у Чайковского, снова прерывается неумолимым роком. В последний раз прекрасная мелодия появляется поникшей, полной печали. Завершает часть короткий вздох кларнета.
Это сладкозвучный лиричный вальс с красивой мелодической линией переходящей от одного инструмента к другому. Нежная тема раздела, уводящая от суеты и тревог в мир грёз, постепенно начинает энергично развиваться и приобретает свободу и широту. Всё смятение и беспокойство уходит и даже грозная тема судьбы в исполнении кларнета и фагота неназойливо напоминает о себе лишь в окончании части.
Подчёркнуто торжественно начинается заключительная часть. Поначалу это преображённая тема вступления, в виде замедленного марша, хотя теперь по колориту она представлена композитором как волевая и мужественная. Далее вторгается образ, напоминающий своим стремительным темпераментом и вихревым движением сцены народного празднества. Однако тема рока, прорезая звук всего оркестра, вновь и вновь пронзительно заявляет о себе. Впоследствии она утрачивает свой устрашающий оттенок и в блестящем торжествующем финале звучит в мажорном настроении.
Пётр Ильич Чайковский Симфония № 5 ми минор, соч. 64
1. Andante. Allegro con anima
2. Andante cantabile, con alcuna licenza
3. Вальс. Allegro moderato
4. Andante maestoso. Allegro vivace
Дирижер: Евгений Мравинский. Большой зал филармонии
От первых тяжких поражений, через возрождение великой красотой и силой природы, к красоте новой сильной России празднующей зиму и рождество, через жестокую кровавую сечу, где в огне и буре гордо реют знамена с двуглавыми орлами, к финальному триумфу полтавской победы. Так можно воспринимать эту грандиозную музыку. Видимо, это хорошо чувствовали даже иностранцы, исполняя и слушая ее во времена всемирного бедствия, перелома и затем победы в войне над нацизмом. Ее исполняли и в Англии т в Америке - ибо не существует большего выражения триумфа из бездн отчаяния чем эта музыка.
Игорь Романов
Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе рока, стала «Симфония № 4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5»
Замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев характеризовал Пятую симфонию Чайковского как одно из лучших сочинений Петра Ильича.
"Симфонию мою все одобряют, -
Пишет он младшему брату Анатолию Ильичу 5 сентября 1888 года,
- А иные даже восторженно, говоря, что это лучшая моя вещь. Особенно меня радует, что С.И. Танеев в полном энтузиазме".
Пётр Ильич Чайковский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист; доктор музыки.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Великий художник и мастер широкого кругозора, оставивший огромное по объему богатейшее наследие в самых различных областях музыкального творчества, Чайковский по характеру своего мышлен...
Симфонизм Чайковского тесно связан с предшествующей ему русской музыкой, в первую очередь с творчеством Глинки. Он продолжил глинкинские опыты симфонизации бытовых жанров. Также эта связь полнее всего ощущается в вок...
Не стоит так категорично! Доверяй себе, но проверяй! Сравните и убедитесь. что никакой "грубой" ошибки не было и быть не может. даже, если бы и была ошибка?.............. Будьте добрее!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4