История создания Первая симфония «Зимние грезы» была первым произведением, написанным композитором по переезде в Москву.
Она создавалась весной и летом 1866 года.
Она знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества. Начало нового пути было для Чайковского трудным.
Брат композитора, Модест Чайковский,
Его верный друг и помощник на протяжении всей жизни композитора, либреттист его опер, пишет: «Ни одно произведение не давалось ему ценой таких усилий и страданий».
Из переписки композитора с близкими мы хорошо знаем хронологию работы над симфонией (как, впрочем, и над другими произведениями). В одном из июньских писем этого года Чайковский сообщает, что начал оркестровать симфонию. Но летом Чайковский, по свидетельству Модеста, стал более мрачным, чаще прежнего совершал прогулки в одиночестве. Причиной омраченности молодого композитора была симфония, которая, как ему казалось, не давалась ему. Он работал не только днем, но и по ночам, в результате чего его нервная система совершенно расстроилась.
Партитуру композитор завершил только в ноябре, уже будучи в Москве. Но перед возвращением в Москву, композитор решил показать еще не оконченное произведение в Петербурге Антону Рубинштейна и Н. Зарембе. Строгим судьям симфония не понравилась. Такое их отношение оскорбило молодого композитора. Все же он по приезде в Москву внес в партитуру изменения.
Вторую редакцию симфонии Чайковский вновь показал тем же судьям – и вновь их отрицательное суждение! Но Николаю Рубинштейну симфония понравилась, и вскоре в одном из концертов Русского музыкального общества он исполнил Скерцо из симфонии. Потом, в Петербурге, под его же управлением прозвучало Adagio и Скерцо.
Целиком симфония впервые была исполнена
Под управлением Н. Рубинштейна 6 февраля 1867 года в Москве.
Именно Николаю Рубинштейну Чайковский посвятил симфонию.
Московская публика горячо приняла симфонию. Но настроенный очень самокритично, Чайковский и сам был не удовлетворен рядом моментов в произведении. Потребовалось сделать третью редакцию. Но выполнить это намерение он смог только в 1874 году. В этой третьей редакции и в четырехручном переложении для фортепиано симфония была, наконец, издана Юргенсоном, восторженным почитателем композитора, в 1875 году. Именно в этой редакции симфония сейчас исполняется и известна всему миру.
Интересные факты
1. Существует несколько авторских редакций произведения. Премьера постоянно откладывалась в дальний ящик, потому что профессора не могли оценить по достоинству всю красоту, скрытую в произведении. 2. В скерцо композитор использовал материал из фортепианной сонаты, сочиненной в 1865 году. 3. Любимым временем года композитора была зима. 4. Главная тема из второй части была использована позже в музыке к весенней сказке Островского «Снегурочка». 5. Наиболее важными людьми в своём творческом развитии Чайковский считал учителей Рубинштейна и Зарембу. Они всегда строго относились к молодому композитору и давали весомые советы для совершенствования. 6. Вторая часть является музыкальным впечатлением от поездки на остров Валаам, находящийся на ладожском озере, музыка выражает в себе образ бескрайних русских равнин, демонстрирующих строгую красоту северных пейзажей.
7. Брат композитора сказал, что ни одна из композиций не давалась так сложно и не требовала столько усилий, как Первая симфония. 8. Последняя редакция была создана в Италии. Взглянув на произведение с критической точки зрения, музыкант смог найти явные погрешности в оркестровке. После совершенствования, композиция вновь была исполнена на большой сцене. Теперь она получила должное признание критиков. 9. В основе четвертой части заложена русская народная песня «Я посею ли, млада». Эта песня имеет также второе название, более распространенное в городском быту, а именно «Цвели цветики». 10. В общей сложности на сочинение произведения ушло практически 8 лет.
Первая часть носит заглавие «Грезы зимней дорогой».
Эта часть относится к числу лучших творений композитора.
Это образ зимней дороги и связанных с ней лирических дум, переживаний, воспоминаний, настроений.
В одном из писем к Н. Ф. Фон-Мекк Чайковский писал об одной увиденной им картине:
«… она обратила на себя мое особое внимание, потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!».
Симфония начинается еле слышным звучанием скрипок (этот прием называется тремоло – от итал. tremolo – дрожащий; его особенность в быстром чередовании двух одних и тех же звуков); В данном случае это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух. Возникающая на этом фоне мелодия поручена флейте и фаготу. Их звучание создает реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон (то есть одну и ту же мелодию), но на расстоянии двух октав.
Эта мелодия, если выражаться музыкально грамотно,
Называется Главной партией.
Потом последуют другие партии – Связующая (ее название понятно), Побочная, Заключительная. Главная и побочная называются так не потому, что одна важнее, а другая второстепеннее, а только потому, что Главная всегда исполняется в Главной – основной – тональности произведения, а Побочная – в какой-нибудь другой – побочной тональности.
Умолкла мелодия у деревянных духовых, и теперь с этой же темой вступают струнные – альты, затем виолончели. Постепенно в звучание вливаются все новые и новые инструменты. Мелодия дробится, словно подхваченные ветром, летят друг за другом ее обрывки.
И вот, уже во весь голос богатырски звучит мощная тема.
Несколько сухих аккордов, и на фоне тянущихся звуков струнных вступает кларнет. Песня его, задумчивая и спокойная, и есть Побочная партия. Она льется привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента.
Раздел, в котором темы проходят первый раз, называется экспозицией.
Заключительный ее раздел - праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами. Это возбуждение приводит к Разработке – среднему разделу Первой части. В ней господствует взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различных тем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации.
После генеральной паузы, то есть паузы у всего оркестра, осторожно, робко начинают звучать басовые голоса. На них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые, и, наконец, полилась печальная мелодия – Главная тема первой части. Так начался третий, Заключительный раздел первой части, называемый Репризой. Завершается вся первая часть кодой, построенной на развитии одного из элементов Главной партии, который на сей раз звучит в сочетании с побочной. Устанавливается тишайшее звучание, как отзвук, напоминание. Оно спускается в нижний регистр и постепенно растворяется в шуршащем тремоло скрипок.
Вторая часть – Adagio cantabile – названа Чайковским «Угрюмый край, туманный край».
Эта музыка создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Как и в первой части симфонии, образ природы здесь сливается с лирическим настроением, спокойным, задумчивым. Хотя поводом для написания этой части были зрительные впечатления, музыка лишена звукоизобразительности. Оркестровая фактура, светлая, прозрачная, создает впечатление воздуха, простора.
Для этой части композитор использовал тему из своей юношеской увертюры «Гроза». Эта тема позднее была использована Чайковским еще раз – в музыке к весенней сказке А. Островского «Снегурочка». Поначалу это тихая ласковая тема гобоя. Ее сопровождают, даже, можно сказать, окружают наигрыши флейт наподобие свирели. Их сопровождает фагот. Вскоре появляется вторая тема части. Ее звучание более взволнованное. По ходу развитие каждое новое появление первой темы звучит все более эмоционально напряженно. Кульминация в развитии – эпизод в котором тема одновременно звучит у гобоев, кларнетов, валторн. После этого наступает спад звучности. Возвращается тема вступления.
Третья часть – Скерцо.
Примечательно, что и здесь Чайковский воспользовался ранее написанной музыкой, позаимствовав ее из своей фортепианной сонаты до-диез минор. Характер музыки в этой части симфонии созвучен с настроением предыдущей части.
Скерцо начинается кратким вступлением,
После чего у скрипок вступает основная тема в остром прихотливом ритме. В звучании, благодаря некоторым особенностям музыкального лада, угадываются черты народной песенности.
Средний раздел Скерцо –
Традиционное для такой формы в классической музыке трио. Оно звучит словно лирический вальс. Невольно в мыслях возникает представление о домашнем уюте, тепле, музицировании в гостиной. Чайковский любил это поэтически-мечтательное состояние души. Ясно рисуется картина старой усадьбы, мягкий свет в окнах, мелькают тени обитателей этого уютного жилища.
Четвертая часть – Финал.
На сей раз это яркая картина уличной народной жизни. Контраст с предыдущими частями очень яркий, но не драматический. Если в двух предыдущих частях Чайковский заимствовал музыкальный материал из своих более ранних произведений, то здесь он воспользовался – как это делали многие композиторы –
Мелодией народной песни «Я посею ли, млада»;
В городском быту эта песня была известна под названием «Цвели цветики». Композитор оригинально обработал этот известный мотив: в Финале он предстает как в мажорном, так и в минорном «преломлении». И каждый раз это привносит музыкальное и эмоциональное разнообразие. В какой-то момент песня приобретает размашистый, даже, можно сказать, грубый характер в духе разухабистого «замоскворецкого» пляса. Радостной, колокольно-праздничной музыкой завершается вся симфония.
В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы («фантазии», или «увертюры-фан-тазии», по определению самого композитора) и «классической» симфонии в четырёх частях.
Программами для симфонических «фантазий» служили литературные произведения:
Данте («Франческа да Римини», 1876), Шекспира («Ромео и Джульетта», 1869; «Буря», 1873; «Гамлет», 1888) и Байрона («Манфред», 1885).
В каждой из них легко угадывался литературный источник,
Чувствовалось стремление композитора как можно точнее воссоздать в музыке суть художественных образов.
Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуются Четвёртая (1877), Пятая (1888) и Шестая (1893), которые одновременно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.
«“Музыкальная исповедь души”, —
По словам композитора, —
Изливается посредством звуков... подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только в том, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения...»
Трагическое одиночество человека с горячим и трепетным сердцем, его разлад с окружающей действительностью пронизывают музыкальную ткань этих симфонических произведений. В то же время в них переданы устремлённость героя к светлой мечте, гармонии и идеалу, торжество человека над жизненными обстоятельствами и превратностями судьбы. В симфониях Чайковского особенно ощутимо философское осмысление сущности бытия, проблем жизни и смерти, счастья и красоты.
Чайковскому принадлежат слова:
«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, которые призывают её».
Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры.
Всего 53 года вместила жизнь выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840—1893), а в обширном списке созданных им произведений мы найдём десять опер, три балета, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, концерты, сюиты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям, более ста романсов и множество других сочинений.
«Зимние грёзы» являются одним из лучших сочинений Петра Ильича Чайковского раннего периода. Именно в этом произведении впервые проявляются и формируются образы, характерные для дальнейшего творчества. Композитор применяет новые для себя приемы композиции, которые уже начинают выявлять особенности его музыкального мышления. Симфония, безусловно, является знаковым сочинением для отечественной музыки.
Уже будучи маститым композитором, признанным мастером оперного и симфонического жанра, Чайковский писал:
"...Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано."
И можно только поражаться, как он, только что закончивший Петербургскую консерваторию, весной 1866 года принялся за сочинение своей Первой симфонии, одной из самых элегических лирических исповедей Чайковского.
Цитата сообщения Barucaba Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Чайковский. Зимние грезы Симфония №1 "Зимние грезы" Посвящена Н.Г.Рубинште...
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ "ВОСПОМИНАНИЯ ДОРОГОГО МЕСТА" op.42
Прислушайся, как дружественно струны Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте, Что одинокий путь подобен смерти.
Нет комментариев