Что слушать на Хэллоуин: леденящая кровь классическая музыка: Подборка классической музыки
Хеллоуин в последнее десятилетие стал для жителей всего мира, одним из популярных молодежных и детских праздников.
Ночь накануне Дня Всех Святых, с ее вампирами, летучими мышами, нечистью, фальшивой кровью и нарисованными ранами - такой же праздник, какими стало Рождество с Санта-Клаусом, Пасха с американским кроликом и яйцами, День Святого Валентина с мультяшными сердечками и пластмассовой любовью.
Поп-культура в обществе постмодернизма победила, и мы не будем на это жаловаться.
Все хорошо, что весело и дарит людям радость!))
Какими произведениями классических композиторов можно задать, создать и дополнить образы мрачной готики, смертного праздника, страшилок и киношных ужастиков?
Конечно, самой походящей пьесой, первой приходящей на ум, будет первый номер из кантаты "Carmina Burana" Карла Орфа - знаменитая "O, Fortuna!"
Карл Орф Кармина Бурана Фортуна Императрица Мунди - О Фортуна (реприза)
Хор Берлинского радио Берлинский филармонический оркестр Сэр Саймон Рэттл - дирижер, записано в Берлинской филармонии.
Образ страшной и всепокоряющей силы судьбы и рока, картина начала и конца любой жизни и мира - это настроение пьесы.
Начинаясь с душераздирающих аккордов, переходя в мрачный шёпот, как будто мириады душ бормочут в преисподней, звучание хора и оркестра нарастает постепенно, огромной волной, пока не переходит в ликующий, но устрашающий хорал, скандирование миллионов ничтожных людишек и всех сил ада, сливающееся в апокалиптическую картину торжества зла.
Кантата Орфа написана на старинные латинские тексты в Германии во времена триумфа Гитлера, в 1935-36 годах. В ней немало и светлых, радостных образов, но именно первая пьеса, повторяющаяся в конце символизирует не только мрачное средневековье, но и германские реалии тех лет - огромную устрашающую машину, жертвенник Молоха, беспощадный и грозный.
Хеллоуин - это не только страх, но и веселье, поэтому сюда как нельзя больше подходит:
"Шествие на казнь" из "Фантастической симфонии" Гектора Берлиоза.
Леонард Бернштейн дирижирует "Национальным оркестром Франции" в Фантастической симфонии Берлиоза 4-я часть: Allegretto non troppo (Марш в дополнение) Париж, 1976 год
Хотели бы вы идти на свой эшафот под эту музыку - гордую и ликующую, но тоже с роковыми мотивами.
Не правда ли, несмотря на весь ее пафос и праздничность в ней слышна эта барабанная дробь расстрельной команды, эта неотвратимость виселицы, этот блеск лезвия гильотины?
В последней части своей "Фантастической симфонии", написанной в 1830 году, в год одной из французских революций, Берлиоз рисует картину сна в ночь шабаша - тоже очень хеллоуиновский образ.
Здесь он одним из первых использует прием игры древком смычка по струнам скрипки - и этим добивается эффекта грохота и скрежета тысяч костей; так танцуют скелеты. Послушайте всю симфонию целиком.
В этот праздник главный музыкальный символ смерти в европейской музыке - старинная секвенция Dies irae. "День гнева" -
Стихи и мелодия сочинены в XIII веке монахом Фомой из Челано.
Один из самых известных григорианских распевов, мелодия которого давно используется композиторами как символ смерти.
Этот стих-молитва вошел в католическую заупокойную мессу и стал одним из центральных ее эпизодов.
Картина Страшного суда, которая изображается в тексте, очень точно интонируется мерным, мертвенным распевом мелодии.
Огромное количество композиторов использовало эту мелодию в своих произведениях (тот же Берлиоз в "Фантастической", и в других произведениях). Ее можно услышать в фильмах и компьютерных играх, везде, где используется символика смерти и нежити
Однако Dies irae композиторы писали не только на музыку старинного хорала, но и сочиняли свои, вполне ужасающие тексты
Самый известный и ужасающий День Гнева из Реквиема Джузеппе Верди? Слушаем.
Эта буря хора, вьющаяся как адский пламень, эти ужасающие удары большого барабана, вонзающиеся как гвозди в крышку гроба - эта музыка великолепна, красочна и иллюстративна.
А как изумителен Клаудио Аббадо за пультом?
Можно слушать и смотреть вечно.
Образ смерти в европейской классической музыке -
Вспомним самый великий из них - Реквием Моцарта и одну строфу из его Dies irae - Confutatis.
Те же образы адского пламени и мук (мужские голоса) и трогательная светлая музыка надежды на спасение и обретение небесного света (женские голоса).
И сразу за ней - знаменитые слезы Lacrimoza
В память о Клаудио Аббадо (1933-2014)
Лакримоза (Реквием) В.А.Моцарт
Кафедральный собор Зальцбурга, 1999.
Русская музыка тоже не чужда этой мрачной романтики
Можно вспомнить очень много композиторов и произведений, но самым известным наверное остается
"Ночь на Лысой горе" Модеста Мусоргского.
Базируясь на образах мистической фантастики, колдовства, шабаша, Мусоргский пишет очень русское по духу произведение, одну из жемчужин русского симфонизма.
Невероятно красочное и увлекательное сочинение, которое насыщено народным мелодизмом и романтикой нечисти.
Первые же такты погружают нас в бурный водоворот ведьмовского шабаша, жуткий и веселый карнавал.
В мелодии тяжелых духовых начинает прорываться мотив старой секвенции, но он еще неполон, потому что настоящее колдовство и разгул ждут нас впереди. Слушаем.
М.П. Мусоргский симфоническая картина "Ночь на Лысой горе"
Симфонический оркестр Olympic Orchestra.
Дирижёр - Александр Голиков
Реквием Вацлава Яна Томашека, чешского композитора. Обратите внимание на самое красивое место - фуга Pie Jesu. Это какое-то умопомрачительное описание смерти, страданий и грозного суда. Послушайте полностью весь Реквием, примерно с отметки 14 мин.25 сек. будет фуга Pie Jesu.
Вацлав Ян Томанек - Реквием до минор (1820)
Вацлав Ян Томашек (17 апреля 1774, Скутеч, Богемия - 3 апреля 1850, Прага) - чешский композитор и музыкальный педагог.
Оркестр: Пражская филармония
Дирижер: Богумил Кулинский
Вы все еще недостаточно напуганы и не отказались от мысли попугать соседей и напиться в баре в костюме семейки Адамс или Харли Квин?
Тогда напоследок вот вам по-настоящему страшная музыка.
Арнольд Шёнберг, кантата "Уцелевший из Варшавы".
Смертный ужас войны и всех связанных с ней последствий, мора, голода и геноцида.
Манифест экспрессионизма и суть всех танцев на костях и победобесия.
Эту музыку нужно и дОлжно слушать и знать, однако приятного прослушивания я желать вам не буду, здесь нужно прилагать усилия.
Арнольд Шенберг: "Выживший из Варшавы", соч. 46
Дирижер Саймон Рэттл
Из телесериала Саймона Рэттла "Покидая дом"
Исполнитель: Симфонический оркестр Бирмингема (Сэр Саймон Рэттл)
А вообще - о чем бы не говорила хорошая музыка, она всегда прекрасна.
Слушайте хорошую музыку и наслаждайтесь, и если даже вы не любите эти западные веяния и всякие там хеллуины и валентины - то просто порадуйтесь за людей, которые находят в этом повод повеселиться и приятно провести время.
Помните, как говорил Мюнхаузен?
- Самые большие глупости совершаются с самым серьезным выражением лица.
Как известно, ночь на 1 мая именуется Вальпургиевой, и ассоциируется у нас исключительно с шабашем на Лысой горе. (Кстати, гора Брокен в Саксонии – место вполне реальное, и её вершина действительно ...
Хеллоуин в последнее десятилетие стал для жителей нашего региона, как и для всего мира, одним из популярных молодежных и детских праздников. Ночь накануне Дня Всех Святых, с ее вампирами, летучими мышами, нечи...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев