Школа — место, где ребёнок не только проводит значительную часть своего времени, но это также социальный институт, который структурирует его распорядок дня, влияя фактически на всю жизнь в тот периоды, поскольку дома ребёнок должен делать домашнюю работу, взаимодействовать по этому поводу с одноклассниками вне школы, обсуждать и корректировать свою школьную успеваемость с родителями.
Школа — первая alma mater ребёнка, и поэтому она должна быть к нему строга и ласкова в нужных пропорциях, как мать. Только это развивает личность и даёт знания.
Не секрет, что все школы разные, в каждой свой микроклимат, мироустройство. И хотя учебные программы могут быть одинаковыми, через несколько лет опытный глаз сразу определит, какие ученики из какой школы. Ребёнок, попадая в любую из школ, может получить на выходе примерно одного уровня образование, но какова будет «цена вопроса» в каждом случае? В одной школе он может истощать свои психические ресурсы, постоянно работать на отрицательном подкреплении, всё время чувствовать себя догоняющим, работать на износ и не получать удовлетворение от обучения. А если ребёнок нуждается в похвале? В другой же школе, где другие стимулы к учёбе, ребёнок может развиться, будет успевать и на дополнительные кружки по интересам, разносторонне развиваться и вообще радоваться жизни.
Но не только школы разные — дети тоже разные. Так как же подобрать школу для конкретного ребёнка?
КАКАЯ ШКОЛА НУЖНА ИМЕННО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?
Прежде всего, школа должна отвечать интеллектуальным, физическим и психологическим возможностям ребёнка. Никто не будет отдавать ребёнка, который боится высоты, в лыжную секцию прыжков с трамплина или прыжков в воду. Также обстоит дело и с общеобразовательной школой. Родители должны выбирать школу не по своим амбициям, а с учётом уже сформировавшихся индивидуальных особенностей своего ребёнка. Так, для ребёнка, росшего в домашней обстановке, будет более комфортен класс с меньшим количеством учеников, иначе может получиться ситуация «с корабля на бал». Также небольшие классы показаны детям, которым требуется индивидуальный подход, которые привыкли, что им объясняют всё лично, адресно — тогда речь может идти и о частных школах (порой в таких школах количество учителей может быть в два раза больше, чем учеников). В больших классах, естественно, не будут успевать дети, которые в дошкольном возрасте не могут сконцентрироваться на одной деятельности хотя бы 2—3 минуты.
Устойчиво мнение, что ребёнок, только поступая в школу, уже должен уметь считать и писать. Это не так — всему этому школа научит, более важно для ребёнка — уметь и хотеть учиться, не бояться вопросов, иметь жажду к знаниям, быть любознательным, уметь рассуждать, задавать вопрос и понимать ответы, встраивать новую информацию в свой предыдущий опыт и намеченные цели.
Школа с самой прогрессивной (эффективной) педагогикой и хорошо зарекомендовавшей программой обучения может оказаться бессильной перед ребёнком, который не умеет работать в коллективе, который не может самоорганизовывать свою деятельность.
Если ребёнок плохо изъясняется и на своём родном языке, то вряд ли его стоит отдавать в школу или класс, где иностранный язык учат уже «с порога», то есть с первого года обучения. Даже если ребёнок будет успевать, у него возникнут проблемы билингвизма, когда начинает путаться родная речь и изучаемый иностранный язык — в итоге, это скажется на мышлении, а значит, на усвоении других предметов, например, математики.
Важный показатель — физическое здоровье ребёнка. Если нервная система у будущего первоклассника быстро истощается, ему противопоказано углублённое изучение предметов, которые требуют большого количества времени — в первую очередь, это касается иностранных языков.
Интегральный показатель нужной школы — чтобы ребёнок основное время на учёбу тратил в школе. Если же он дома будет вынужден заниматься времени больше, чем в школе, эта школа не для него. В идеале, у первоклассника на домашнее задание должно уходить всего полчаса времени — ведь это же ребёнок (ещё ребёнок!), который недавно ходил в детский сад, и ему нужно и с игрушками поиграть, и размяться физически в подвижных играх.
Многое зависит от личности первого учителя (учительницы). В этом возрасте ребёнок многому учится, перенимая «поведенческий код» другого человека — это именно тот случай, когда «дурной пример заразителен», «от с кем поведёшься — от того м наберёшься». Но «набраться» можно и хорошему. Если такие качества первого учителя как рассудительность, вдумчивость, последовательность, уверенность, систематичность и др. являются не только профессиональными, но и чертами личности педагога, то ребёнок приобретёт и их. Также важно посмотреть учителя и ребёнка на совместимость, например, темпераментов. Если ваш ребёнок не тугодум, но весьма неспешный меланхолик, а учитель, к которому вы присматриваетесь, буквально высекает искры из воздуха своей активностью (быстрая речь, порывистая походка, инициативы и новации, регулярные походы), вряд ли такой учитель сможет уделять вашему ребёнку много внимания и будет испытывать к нему симпатии.
ПЕРВЫЙ ШАГ: ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО СО ШКОЛОЙ
Школу, в которую планируется отдать ребёнка, родители должны посетить лично. Если таких школ несколько, то придётся посетить их все, и только на основании личного знакомства с ними делать окончательный вывод о выборе одной из них. «Заочно-дистанционное» знакомство здесь не подходит: никакие отзывы на интернет-форумах, беседы с родителями, дети которых уже учатся в этой школе, с самими этими детьми и даже разговоры с учителями вне школы (хотя все эти очень пункты желательны) не дадут тех аутентичных впечатлений и достоверной информации, которые принесут личное посещение школы.
Вот основные пункты, которые следует прояснить при посещении школы родителями:
1) дисциплина, т. е. обычное поведение школьников на переменах и на уроках. Да, дети должны «размяться» на перемене, и администрация и учителя относятся к этому с пониманием — дают некоторую свободу, чтобы дети могли даже немного покричать, поиграть в подвижные игры или попросту «поноситься по коридорам», но явное пренебрежительное отношение школьников к учителям и младшим классам, регулярно слышимая и никем не останавливаемая брань, курение за школой или в туалета неприемлемы;
2) социальный статус большинства детей и их родителей. Если вы и ваш ребёнок настроены учиться, а в школе царит в лучшем случае благодушное безразличие, а в худшем — сквернословие, открытое презрение к старательным ученикам («ботанам»), то это явно не школа для вашего ребёнка. Особо нужно присмотреться к родителям, которые отдают туда своих детей: если родители невоспитанны, грубы или, наоборот, заносчивы («из богатых семей», а вы «из бедной») — такими же будут и их дети. Если вы не можете найти общий язык с родителями одноклассников, то ребёнку сдружиться в классе будет ещё труднее;
3) (стабильный) уровень образования. Его характеризует, например, то, что ученики школы традиционно участвуют в районной олимпиаде по биологии. При этом нужно следить, чтобы такое участие было не приятным исключением на фоне общей слабости образования (например, всё держится только на личности учителя, ведущего предмет), а общей тенденцией. Школа должна занимать своё — и вполне определённое — место в ряду других школ. Если известно, что это выпускник этой школы, должен быть вполне конкретный его «портрет успеваемости»: может ли он поступить в вуз, в какой вуз, в чём его сильные стороны, (какие предметы знает лучше) а какие слабые;
4) педагогический состав. Учительский костяк школы должны составлять, во-первых, квалификационные педагоги, а во-вторых, они должны много лет проработать именно в этой школе, создать свою учебную среду, отшлифовав опыт. Тогда ребёнок не попадёт к тем, кто ещё не имеет такого опыта и собственной, хорошо себя зарекомендовавшей и своевременно скорректированной методы работы с детьми. Педагоги должны видеть в ребёнке человека, друга, которому хочется помочь и радоваться его росту, а не средства получения муниципальных наград;
5) неизменность (стабильность) состава школьников. Школа должна сама справляться со своими трудностями, поэтому постоянная «текучка» детей может быть настораживающим признаком. Если родители сами переводят своих детей в другие школы — здесь уже всё очевидно, но если школа постоянно сама переводит детей в другие учебные заведения (например, регулярно избавляется от «нарушителей дисциплины» и «неуспевающих») — это тоже плохой сигнал, что школа сначала набирает детей, а потом не может с ними справиться и сама провоцирует их на деструктивное поведение (противление обучению);
6) техническая оснащённость. Таковая должна быть на современном уровне. Например, подключение к интернету в России обязательно уже даже для сельских школ. Из других показателей: наличие компьютерного класса, химической лаборатории, микроскопов в классе биологии, оснащение класса физики и т. д.;
7) связь с вузами. Если с вузом налажено сотрудничество, это скажется и на программе, которая будет подтянута к требованиям для поступающих в высшие учебные заведения, потому что до сих пор между школьной программой и требованиями к абитуриентам есть зазор («белые пятна» в школьной программе). Понятно, что таких школ всё же меньшинство, но у школы должна быть хотя бы ориентация на такой вуз (косвенный показатель — школьники после школы в большинстве своём идут поступать в этот вуз);
8) развита внешкольная (кружковая и культурно-досуговая) работа. Ребёнок должен быть связан со школой не только на уроках во время учёбы. Даже спортивная секция, но которая находится при школе, повышает успеваемость — такая школа для ребёнка перестает быть «внешним учителем», а становится фактором жизни, пронизывая все сферы (например, поход с классом в театр, поездка на тематическую экскурсию). Стенгазеты, КВНы, капустники, самодеятельные концерты, литературные конкурсы и даже наличие школьного сайта — всё это говорит в пользу школы. Но и здесь не должно быть перекосов — подобная деятельность должна оставаться второстепенной по отношению к учёбе, даже если и занимает времени больше, чем выполнение домашнего задания. Для школьника школа должна оставаться местом, где он учится, а не помещением, куда он ходит боксом заниматься или декламировать стихи;
9) собственные спортивные (футбольные, баскетбольные, волейбольные) площадки, как в помещении, так и под открытым небом. Чем больше спортивных залов и спортивных площадок, тем лучше. Территория школы не должна выглядеть как точечная застройка и тесный загон, огороженный забором (к старым школам в местах с исторической застройкой это не относится);
10) хороший комбинат питания (столовая и буфет). Пища должна быть здоровой, в буфете не должны продаваться «энергетики» типа «сникерсов» и вредные продукты типа газированной воды;
11) пропускной режим. Охраняется ли территория, под надзором ли дети, у которых отменили урок и т. д.;
12) близость от дома. Дорога не должна утомлять, отвлекать и быть опасной (грязной, по безлюдным местам, изобиловать нерегулируемыми перекрёстками без пешеходных переходов);
13) хороший, профессиональный учитель начальных классов (первый учитель). Пожалуй, это один из самых существенных факторов, ради которого можно поступиться даже некоторыми другими. В начальных классах лучше немного отставший от современности, но проверенный временем и предыдущими выпусками педагог-консерватор, чем молодой «современный новатор». Но этот принцип не нужно возводить в абсолют: обучение не должно быть деспотичным (что иногда характерно учителям «старой закалки»). Первый учитель должен быть наставником — это то, что совмещает в себе учителя и воспитателя. Настоящий учитель научит не только читать, но и на перемене себя правильно вести, причём без карательных и других мер принуждения.
Вот основные типы специализированных школ (школ «с углублённым изучением»):
1) языковые — с углублённым изучением иностранного языка (вернее, иностранных языков). Как уже был сказано выше, достаточно сильные языковые классы есть при многих гимназиях — они хотя и не могут конкурировать с языковыми школами, их уровень вполне достаточен для дальнейшего поступления в вузы, где требуется свободное владение иностранным языком. К тому же, нужно учитывать, что языковые школы, в отличие от языкового класса при школе или гимназии, требует отличное знание не одного, а сразу нескольких языков, так что родители, которые отдадут ребёнка в языковую школу «ради английского», обрекут своё чадо на обязательное изучение дополнительных одного-двух, а то и трёх языков, а изучение даже одного требует просто колоссального количества времени. Если вы планируете, что ваш ребёнок продолжит своё образование за границей — в этом случае языковая школа вполне может быть рекомендована, но если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился за границей математике, всё же лучше отдать его в матшколу или маткласс;
2) физико-математические. Несмотря на то, что такие школы называются физико-математическими, действительно углублённо в них преподаётся, как правило, только математика. По сути, это математические школы, а физика — её прикладная сфера;
3) широкой гуманитарной направленности. Это весьма аморфное, неопределённое направление без чётко выраженной «специальности». По сути, в этих рамках можно создать хоть «школу астрологии». Один из примеров — ныне модное, но весьма сомнительное «экологическое образование (специализация)», а также: «культурология», художественная культура, обществоведение, правоведение, «латынь» и т. п. Это может быть даже и религиозная школа (особенно известны «еврейские школы»). Существует большая опасность, что здесь ребёнок получит образование «ни о чём», весьма эфемерное, если не сказать «болтологическое», основанное на схоластике, ложном мудрствовании, жонглировании словами, неадекватных попытках решать глобальные проблемы общими рассуждениями. Научиться чему-либо или переучиться после такого «образования» почти невозможно — по сути, человек разучается учится, не может мыслить предметно, категориями, решать конкретные задачи. Часто такие новомодные школы ставят во главу угла развитие «творческих способностей», «развитие личности» — в итоге, способности, может, и развиваются, но они принципиально ничем содержательно не насыщены (и вряд ли могут быть наполнены чем-то). Родителей должно насторожить частое декларирование целей обучения типа «развитие личности», «соответствие быстро меняющемуся миру» и не должно вводить в заблуждение наличие где-то на задворках «получение знаний». «Получение знаний» — это одна из первостепенных задач обучения. «Знания развивают личность» — это тезис традиционного образования, «к знаниям через развитие личности» — тезис современный, во многом спекулятивный, «гуманистической направленности» (человек ставится во главу угла и там навсегда остаётся). Школа, в первую очередь, — это социальный институт, который предназначен, чтобы «давать знания», образование, т. е. знаниями «образовывать (получать) человека», но если «развитие человека» для вас приоритетней — это ваш выбор, остаётся только надеяться, чтобы он будет осознанным и ответственным. Школы, специализирующиеся на «чём-то гуманитарном», скорее, не столько дают образование, сколько формируют мировоззрение — на выходе получается «мыслитель» (общественный деятель), для которого нет ни проблем, ни способов их решения (деятель без вектора, ветряк). В эту же категорию можно отнести и так называемые «школы здоровья», в которых все усилия направлены на «сохранение и преумножение здоровья», а не на обучение предметам; часты случаи, что в «школу здоровья» перепрофилируется обычная школа, которая не пользовалась популярностью, была ветхой и, к тому же, находилась в самом загрязнённом районе (в Москве это, например, школы вблизи трасс, в частности, возле МКАДа — школа-лаборатория № 760 им. А. П. Маресьева, или школы в Центральном административном округе или в Капотне);
4) юридические и экономические. Эти школы отличаются от других тем, что у них нет отдельных выделенных предметов (типа математики или иностранного языка), это обычная школа с целым рядом дополнительных предметов, сопряжённых с будущих юридической практикой или экономической: делопроизводство, бухучёт, политология, основы экономики, психология, правоведение и т. п.;
5) художественно-эстетические. Специализации: литература, история, живопись, музыка (не путать с музыкальными школами) — в общем, все те, в которых возможно академическое признание;
6) при вузах. Такие школы могут и не иметь чётко выраженной специализации, их программа будет только скорректирована под требования вуза, вернее, разные научные школы.
Нужно знать, что в спецшколу можно поступить и позже — многие школы имеют открытый дополнительный набор, начиная примерно с 5-го класса и старше. Единственное отличие — нужно будет выдержать вступительный экзамен.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев