Традиционно учеными считалось, что Гомер вместе с аэдами-поэтами еще не знали о существовании Черноморского региона. Но уже в античности греки пытались связать эти полумифические странствования с известными уже причерноморскими землями. Также отдельные высказывания в «Илиаде» и «Одиссее» дают исследователям повод предполагать, что какие-то сведения были Гомеру известны. Причина этого кроется в доколонизационных контактах греков и жителей Причерноморья. Обратимся к первоисточнику.
В Илиаде мы можем встретить следующие строки:
«Зевс, приблизив троянцев и Гектора к [ахейским] судам, оставил их перед судами беспрерывно нести труды и беды, а сам обратил вспять светлые очи, взирая вдаль на землю конеборных фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных агавов, гиппемолгов, глактофагов и абиев, справедливейших из людей. А к Трое он совсем уже не обращал светлых очей...».
Поздние античные авторы видели в гиппемолгах и абиях скифских номадов Северного Причерноморья и считали, что Гомер имел в виду именно их.
Что же нам расскажет поэма «Одиссея»? Там мы читаем следующие строки:
«Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».
Поскольку поздние авторы локализовали киммерийцев в Северном Причерноморье, по одной из теорий, Гомер мог описывать именно их.
Постепенно в поэмах неведомые земли становились родиной известных греческих героев, но об этом, уважаемые зрители, вы узнаете в видеопрезентации из цикла «Россия глазами иноземцев».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев