Это единственный богато оборудованный порт на Черноморском побережье Кавказа. Центр экспортной хлебной торговли. Огромный элеватор. Соединен с общей сетью железных дорог Союза. Имеется прямое сообщение с Москвой. Здесь самые большие на юге цементные заводы.
Историческая справка. В древности Новороссийск – греческая колония, В ХIII – ХIV вв. им владели генуэзцы. В ХVI в. этим местом овладели турки и построили крепость Суджук-Кале. Крепость была занята русскими войсками в 1838 г. и здесь было построено временное укрепление под названием Цемесское и вскоре было переименовано в Новороссийск. С 1848 г. он обращен в порт. В 1888 г. соединен железнодорожным путем с Ростовом через Тихорецкую станцию. В 1866 г. в Новороссийске было 500 человек населения. По переписи 1926 г. – 66118 человек.
Климат Новороссийска очень страдает от северо-восточного ветра «бора», или «норд-оста». Бора дует в зимние месяцы и сопровождается метелями. Он очень затрудняет мореплавание. Норд-осты 6 – 11 декабря 1899 г. и 10 – 11 апреля 1911 г. сопровождались катастрофами. Еще в 1912 г. летом можно было видеть в Новороссийской бухте большой пароход, посаженный на мол норд-остом и надломившийся пополам. В остальном климат здесь весьма здоровый, преобладают безоблачные дни. Январь – февраль обычно безветрены и имеют умеренную температуру. Весною бывают норд-осты. Август, сентябрь и октябрь лучшие месяцы года. Ноябрь и декабрь опять с норд-остами.
Благоустройство. Город имеет водопровод, электрическое освещение, городской сад и театр, народную аудиторию, библиотеку-читальню, телефон, почту, телеграф, отделение Госбанка. У восточной оконечности бухты – Дообский маяк.
Гостиницы: «Метрополь» – улица Советов, 26, «Европа» – та же улица, 28, «Курортная» – Вокзальная, 6, «Россия» – та же улица, 10, «Франция» – Береговая, 5, «Центральная» – улица Робеспьера, 7, «Лондон» – та же улица, 5, «Слон» – Пролетарская, 7, «Венеция» – улица Маркса, 27.
Музей природы и истории Черноморского побережья – уг. Лазаревской и улицы Свободы. Черноморское окружное архивное бюро – улица Советов, 32.
Автосообщение. Из Новороссийска поддерживается автомобильное сообщение со следующими пунктами: ежедневно до Кабардинки 25 км, стоимость 2 руб., до Геленджика 42 км, стоимость 3 руб., до Михайловского перевала 65 км, стоимость 5 руб. По понедельникам и четвергам отходит автомобиль до Туапсе, по вторникам и пятницам обратно. До Туапсе 205 км, стоимость 15 руб.; до Ольгинской 160 км, стоимость 12 р. 75 к.; до Нижне-Михайловской 150 км, стоимость 12 руб.; до Джубги 127 км, стоимость 10 руб.; до Архипоосиповки 100 км, стоимость 8 руб.; до Пшады 80 км, стоимость 6 р. 50 к. В самом Новороссийске курсируют автомобили по нескольким линиям.
Расположение. Город резко делится на западную и восточную части. По восточному берегу бухты расположены портовая и промышленная части, по западному – учреждения, жилые дома и дачные постройки. Разделяет их низина, которая раньше представляла болото по течению р. Цемеса. Раньше здесь был очаг лихорадки. Болото теперь осушено и засыпано.
Курортные начинания. В 900-х годах была попытка создать Новороссийский курорт. Но она не удалась. Созданы только купальни и насажен парк. Имеется элементарная грязелечебница «Суджук» в 2 км от города на озере Суджук.
Курортная гостиница для ожидающих парохода на курорты Черноморья.
Экскурсия по новороссийскому порту.
На протяжении всей береговой полосы Черного моря имеется только четыре оборудованных порта: в Новороссийске, Туапсе, Поти и Батуме, при общей длине береговой линии 670 км. Из них Новороссийский порт – это первоклассный порт Черного моря. Бухта, в которой он оборудован, весьма глубока и позволяет заходить в него самым большим океанским пароходам с осадкой до 30 футов и более. Кроме того порт этот не замерзает круглый год (в противоположность Одессе) и очень просторен. Ввиду этого в Новороссийск до войны заходило наибольшее для Черного моря число иностранных судов. В то время в Новороссийске обычно ежедневно сосредоточивалось на рейде и в гавани по несколько десятков судов. Главным продуктом его вывоза был хлеб, который поставляли сюда для отправки за границу Кубанская и Терская области, Ставропольская губерния и часть Донской области.
Для ограждения порта построено два мола. В огороженном ими пространстве находится гавань площадью в 3 кв. км, которая представляет собой лишь одну четырнадцатую часть всей Цемесской бухты. Длина этой бухты 15 км, а ширина – 11 (у выхода в море). Кроме молов в бухте построена набережная и все приспособления для причала судов. Пристани Новороссийского порта дают два километра причальной линии. На них уложено с каждой стороны по рельсовому пути, что допускает маневры и сортировку вагонов на самых пристанях и затем передачу их на станцию железной дороги. Одна из пристаней предназначена для нагрузки судов нефтью и ее продуктами посредством налива по нефтепроводам, которые идут от 32 резервуаров общей вместимостью на 92 тыс. т. Так как экспорт нефтяных продуктов перешел впоследствии к Батуму, то нефтяная пристань может быть теперь использована для других надобностей. Для хранения зерна, очистки его и перегрузки на суда в Новороссийском порту еще в 1893 г, закончена постройка самого крупного во всей России элеватора, расширенного теперь и перестроенного до вместимости в 50 тыс. т.
Кроме названного оборудования в Новороссийском порту имеются две большие землечерпательные машины, плавучий элеватор, железный понтон, два плавучих крана и плавучий док для ремонта судов. При входе в бухту устроены маяки, и кроме того имеются маяки на концах мола.
За время войны и революции оборудование порта несколько пострадало, но, начиная с 1921 г., в нем ведутся постоянные работы, по его восстановлению и переустройству, на которые отпускаются большие средства.
Экскурсия на элеватор.
По величине и устройству элеватор является одним из самых больших в мире. Он имеет 9 этажей и высота его равняется примерно 60 м. Зерно течет по элеватору как жидкость из этажа в этаж, очищается, высушивается, взвешивается, сортируется и механически грузится на пароходы. В элеватор зерно принимается из вагонов, с длинных эстакад, также механическим способом, по бесконечной передаче зерно течет, как золотая река. Для погрузки и выгрузки 170 т требуется около 2 часов времени. В элеваторе 382 отдельных зернохранилища, на 170 т каждое.
Экскурсия по цементным заводам.
В промышленном отношении Черноморское побережье характеризуется развитием только одного вида промышленности – цементной, но зато цементная промышленность здесь представляет собою крупную индустрию. Она объединяет 10 заводов, расположенных на протяжении от ст. Тоннельной близ Новороссийска до г. Туапсе. По высокому качеству цемента и по богатству залежей цементного камня на самом берегу моря – это исключительное для данного производства место. Северная часть Черноморского побережья состоит главным образом из двух геологических образований: более древнего – мелового и более нового – третичного. Верхние меловые образования состоят из отложений на морском дне мелкой известковой мути. В настоящую эпоху выходы этих напластований представляют известковые рухляки или трескуны, в одной из разновидностей которых заключаются все составные части портландского цемента. Для приготовления его требуется только обжечь и размолоть этот цементный камень. Другая разновидность рухляков идет на приготовление прекрасной водной извести или романского цемента. Еще одна из разновидностей их представляет собою довольно прочный плитообразный камень-дикарь, годный на постройки.
Напластования рухляков расположены в сторону моря по отвесной или очень наклонной линии и тянутся вглубь на неисследованную глубину.
Описанные геологические образования представляют богатейшие залежи самородного цементного камня, в соседстве с морем и, следовательно, при легкой возможности экспорта создают условия для такого развития здесь цементной промышленности, что она могла бы не только снабжать цементом весь наш Союз, но и другие государства, тем более что Черноморский цемент по своим качествам, в особенности по высокому сопротивлению разрыву, превышает все заграничные цементы. Цементные залежи у Новороссийска случайно обнаружил осенью 1879 г. ассистент Парижского политехникума Кучер. Первый цементный завод, ныне первый государственный, начал работать с 1883 г. Второй цементный завод начал работать только в 1899 г. Одновременно открылся третий завод в Геленджике. После этого заявки на постройку цементных заводов были сделаны в Кабардинке и других местах побережья. В настоящее время все здешние заводы трестированы. До войны они вместе давали более 5 млн. бочек портландского цемента. Теперь очень продуктивно работает значительно расширенный завод «Пролетарий» в Новороссийске. Этот первый государственный цементный завод, или б. завод «О-ва черноморского цементного завода в Новороссийске», стоит по качеству цемента вне европейской и даже американской конкуренции. По размеру производства, по качеству механизмов, сооружений и установок он представляет собой первоклассный завод. На нем имеются силовые станции мощностью до 60 тыс. лош. сил, все механизмы мельницы для размола сырых и обожженных цементных камней, бондарки и все вспомогательные мастерские, каменоломни с двумя тоннелями, склады для цемента и многочисленные приспособления для механизации всех работ.
Экскурсии из Новороссийска.
Новороссийск, как большой портовый город, в летние месяцы мало пригоден для отдыха, но его окрестности весьма богаты дачными местами. Они соединены с городом автомобильным сообщением, и в них легко совершать экскурсии.
Мыс Хако. В 6 км от Новороссийска на берегу моря дачная местность покрыта виноградными плантациями. Опытная станция садоводства. Между мысом Хако и Новороссийском озеро Суджук.
Широкая балка. Дачная местность в 13 км от города по береговому шоссе. Красивая природа, виноградники. Климат южного берега Крыма.
Хороший пляж, на склонах долины видны следы черкесских аулов. Когда-то здесь была колония греков милетцев, потом здесь были византийцы, затем генуэзцы и после них турки.
Абрау-Дюрсо (б. удельное имение). В 22 км от Новороссийска и в 1½ км от моря, на берегу озера Абрау. Здесь более 220 га виноградников. Производятся шампанские вина. Климат и почва Абрау очень близки к Шампани во Франции. В 1913 г. экспортировано 600 тыс. бутылок вина «Абрау-Дюрсо», которое конкурировало с лучшими французскими шампанскими винами. Теперь принадлежит Севкаввинтресту, восстановившему производство вина. Абрау-Дюрсо находится в холмистой местности, среди которой расположено большое озеро; имеются многочисленные постройки, погреба, виноградники.
Сукко (б. имение Лорис-Меликова). В направлении к Анапе, между ею и Абрау-Дюрсо, в 16 км от Анапы, сухая, живописная, с прекрасной рощей, дачная местность. Перед войной образовалась было компания иностранных капиталистов для создания в Сукко большого курорта.
В Сукко имеется санаторий Северо-кавказской железной дороги.
Ахонка. Лесная казенная дача в 5½ км за перевалом. На перевале гидрометеорологическая станция.
Береговое шоссе (530 км.).
В 1891 и 1892 гг. во время голода были организованы для голодающих работы по постройке шоссе от Новороссийска до Сухума. Работа была закончена через несколько лет, и построенная дорога получила название «Голодного шоссе». Шоссе это оживило все Черноморское побережье. Сейчас же началась быстрая застройка его дачами, разведение садов, виноградников и табачных плантаций. Быстро увеличилось население. Край этот с исключительно роскошной природой гор, моря и лесов после выселения черкесов пустовал. В 1880 и 1890 гг. прибрежные земли розданы и распроданы под имения, дачные, культурные и тому подобные участки.
Береговое шоссе имеет красивые виды. До революции на нем содержались почтовые станции, и ездили на перекладных. Теперь во всех курортных и дачных поселках ходят автомобили и автобусы.
Береговая железная дорога Туапсе – Сочи – Адлер.
От Туапсе до Сочи открыто движение в 1914 г. по железной дороге, что должно было сильно поднять экономически весь этот край. Но наступила война и участок дороги от Сочи до Сухума остался недостроенным.
Между тем ничто не может внести такого оживления и быстро подвинуть развитие Черноморского побережья – этой богатейшей курортно-дачной местности с промышленной постановкой виноградарства, садоводства и табаководства, как железная дорога. Теперь работы по сооружению Черноморской железной дороги снова возобновлены сразу с двух сторон – и от Сочи и от ст. Ново-Сенаки Закавказской железной дороги. К 1932 г. железнодорожное полотно по берегу Черного моря будет соединять Закавказье кратчайшим путем с центрами Украины и всего Союза.
Кабардинка.
Греческая колония в 24 км по шоссе от Новороссийска. Расположена на морском берегу. Окружена горами. Между ними и морем – равнина, на которой возник дачный поселок, на участках, распроданных колонистам.
От Новороссийска до Кабардинки вновь отремонтировано шоссе.
Климат горно-морской, обилие солнечных дней, чистый воздух. Сезон с 15 мая по 1 октября. Зимой бывают норд-осты.
Лечебные средства. Морские купанья на удобном и просторном пляже. Климатическое лечение солнцем и морским воздухом. Курорт для взрослых и детей.
Показания для взрослых: переутомление и вторичное малокровие.
Показания для детей: скрофулез, рахит, вторичное малокровие.
Лечебные учреждения и помещения. Курорт Кабардинка находится в ведении Северо-кавказского краевого здравотдела, который содержит в нем санаторный пансионат на 150 коек. Курорт расположен в 17 бывших частных дачах.
Имеется общая столовая, клуб, библиотека, театр, спортивные площадки, лодки.
Санатории и пансионаты в Кабардинке функционируют с 10 мая по 30 августа.
В Кабардинке имеются: амбулатория, аптека, почтово-телеграфное отделение.
Пути сообщения. От Новороссийска морем на катере (15 миль), можно автомобилем и на лошадях.
Экскурсии из Кабардинки.
Михайловский перевал. Это экскурсия в горы по шоссе. Экскурсии в ближайшие дачные местности – Геленджик, Джанхот и на мыс Хако.
Лучшее развлечение – катание на лодках, рыбная ловля и охота. http://geum.ru/next/art-365222.leaf-12.php *************************
Черноморский Кавказ
(Сочи – Мацеста – Красная Поляна – Туапсе – Новороссийск – Анапа – Кавказский Государственный Заповедник)
Сергей Анисимов
12 рисунков художника Т. С. Анисимовой и 1 карта
Государственное издательство [Гиз], Москва – Ленинград, 1930 http://geum.ru/next/art-365222.php Черноморский Кавказ
Размер: 1.22 Mb.; Сочи – Мацеста – Красная Поляна – Туапсе – Новороссийск – Анапа – Кавказский Государственный Заповедник geum.ru http://geum.ru/next/art-365222.leaf-12.php Черноморский Кавказ - страница 12
Размер: 1.22 Mb.; Сочи – Мацеста – Красная Поляна – Туапсе – Новороссийск – Анапа – Кавказский Государственный Заповедник geum.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев