О злом норове боры, дующей из-за Маркотхского хребта, Россия узнала давно.
Еще в феврале 1831 года, когда на самом высоком уровне рассматривалась идея об основании укрепления на берегу Суджукской (нынешней Новороссийской) бухты, впервые в Российской империи стало известно о жутких ветрах в этом регионе.
Доклад Николаю I делал князь А. С. Меншиков, который посчитал нецелесообразным воспользоваться глубоководной бухтой:
-- «…Береговой северо-восточный ветер свирепствует столь же сильно, как и бора у Адриатических берегов. Суда при действии сего ветра, ежели не ошвартованы вплоть к северо-восточным берегам, подвергаются обыкновенно крушению, быв выброшены на противоположную сторону залива».
***
Черная летопись крушений российских судов в Цемесской бухте, прозванной моряками «кладбищем кораблей», начинается уже через год после основания будущего города — 21 ноября 1839 года, когда в штормовую погоду со свирепым норд-остом потерпел крушение люгер «Геленджик».
Он в течение суток выдерживал жестокую бору, заливался волнами, причем вода замерзала на палубе, получил сильную течь и начал тонуть. Команда обрубила якорные канаты, люгер был выброшен на берег и разбит стихией, словно щепка.
***
Часто будет встречаться в истории новороссийских норд-остов число 13, как символ бед и несчастий. 13 ноября 1844 года в окрестностях зарождающегося города разыгралась жестокая морозная бора.
В это время не рейде Цемесской бухты стоял транспорт «Дооб». По словам командира судна капитан-лейтенанта Клюшникова, транспорт «так занесло и заморозило льдом», что он «погрузился на 2 фута ниже обыкновенного своего состояния, но выстоял»
***
После тех трагических событий был издан приказ военного министра Российской империи «О Всемилостивейшем пожаловании наград офицерам, нижним чинам и другого звания людям за особенное усердие и самоотвержение, оказанное при спасении экипажей с судов, претерпевших крушение на Новороссийском рейде во время сильных ветров в ноябре месяце 1844 года».
Награждено более 11 человек, в том числе и будущий бургомистр Новороссийска, а тогда харьковский купец Карп Кавалерский — золотой медалью «За спасение погибавших».
***
За всю историю города новороссийцам еще не раз придется проявлять отвагу, решительность и мужество в противостоянии разбушевавшейся стихии. Не будь наших норд-остов, думается, и история Новороссийска выглядела бы иначе.
Комментарии 2