ОНТОЛОГИЯ КАЗАКОВ. ГЛАВА 8.
ПРА-КАЗАКИ И КАЗАКИ В ЕДИНОМ ВРЕМЕНИ 15 – 17 ВЕКА
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЕСТР КАЗАЧЕСТВА
ОГЛАВЛЕНИЕ ОК.8-1
НОВЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЕСТВА И ПЕРВЕЙШИХ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК.........................1
КУЛЬТУР/ЦИВИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАЗВАННЫХ СУБЪЕКТОВ КАЗАЧЕСТВА............1
ХАРАКТЕРИСТИКА НОМЕРОВ РЕЕСТРА 1 – 16.....................................2 – 4
ДОНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО ПРОТИВ ЧИНГИЗИДОВ...............................5...6
ЖЕСТОКОЕ ПОКОРЕНИЕ ИДЕЛЬ-БУЛГАРА МЭНХОЛОМ....................................6
ПОЧЕМУ МЭНХОЛ НЕ УШЁЛ В ЕВРОПУ ДАЛЬШЕ ВЕНГРИИ?..............................8
«ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВИЧНОГО КАЗАЧЕСТВА» №№ 17-20.............................9-11
НОГАЙ-МАМАЕВО ДЖЕРЕМЭЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО. ................................11
КУРСКОЕ БАСКАЧЕСТВО И ЕГО СОСЕД ЛИПЕЦК ЧЕРВОНОЯРСКИЙ........................14
21. МАМАЕВО ПОЛОВЕЦКО-КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО. 1360 – 1383гг.........................15
22. КИСАНСКОЕ (РЕЗАНСКОЕ) КАЗАЧЕСТВО ИЗВЕСТНО ОТ 1373г......................16
23.МОСКОВСКОЕ САРЫ-АЗМАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО......................................16
24. УЛУС МУХШИ/САРАНСКАЯ ОРДА: ..............................................20
24.1.Буртасское казачье 24. 2.Мухшанское казачье Войско..........................................24
ЗАХВАТ ЦЕНТРА БУЛГАРА. ВОЙНА ПЕРЕХОДИТ В САРАН.............................26
25. БУЛГАРСКОЕ КАЗАЧЬЕ 26. НОВОЕ КЫРГЫЗСКОЕ 24. 3.КАСИМОВСКОЕ казачье 26.ЛИТОВО-МАЛОРОССИЙСКИЕ КАЗАЧЬИ ВОЙСКА И ПОЛКИ .............................32
27.3. МОСКОВСКОЕ КРАИНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: ......................................35
.1:Кормовые; .2:Городовые; .3:Жилецкие; .4:Сторожевые; .5: Полковые;
27.4 .Московско-Краинский казачий полк от 1480 года......................35
28.БЕЛОВЕЖСКОЕ КАЗАЧЕСТВО. БЕЛГОРОДСКОЕ КАЗАЧЕСТВО..........................35
29.ПУТИВЛЬСКОЕ
В реестре пра-казаков последний №60 «Ордынские казаки», которые сами себя навряд ли так именовали, будучи всё ещё нативными этносами с задатками пра-казаков и с оригинальными именами (только – не «татары»). Просто некоторые из них входили в социально-этническую категорию «казачество», причём чаще всего – некоторой частью своей. Продолжает Реестр пра-казаков РЕЕСТР КАЗАЧЕСТВА:
1.РОСОМОНЫ – казачье Войско Древнейшей России -2 килолетие
2. Сакалыпы – казачье Войско Урус-Булгара от 8 века
3. Барынджарское (берендейское) Казачье Войско Киевской Руси от 10 века
4. Торческое (чалла-казачье) Войско Киевской Руси от 11 века
5.Казаки/бахадиры Булгарского курсыбая : от 1025 года
6.Чиркеше – казаки Боспорского царства от 12 века
7. Казаки Червлёного Яра (охрана торгового пути Азия-Европа ) от 12 века
8. Пятигорские черкасы / Аланское казачье Войско от 13 века
9..Казаки Кытайского казачьего Войска – мэнкыты(монгыты) от 1200года
10. Казаки Чингизхана – татары от 1210года
11.Казаки Булгарского казачьего Войска(Гази-Бараджа) от 1229года
12.Казаки –гарачцы (Нукрат) : от 13 века
13.Казаки Черемшанского, Буртасского,Саксинского тарханств Булгарии от 1237г
14. Казаки Сакланского Батыева казачьего Войска от 1241года
15.Болоховские и уманские казаки Улуса Курмыш от 1242года
16. Орнасское (Нижне-Донское) Вольное казачество от 1242года
17.Ногаевское (мэнкытское) казачье Войско (Корым,Курмыш,Буджак) от 1290года
18. Росомоно-литовское казачество 1358 – 1427гг
19. Берендее-Полтавские казаки Литвы от 1360года
20. Мамаево анчийское(украинское) казачье(чиркешское)Войско от 1370года
21. Мамаево-половецкое казачье Войско от 1370года
22. Кисанские(Рязанские) казаки известны от 1373 года
23. Московские сары-азманские казачьи отряды Астея Ольгердовича от 1380 года
24.Мишарское(мухшанское) казачье Войско Саранской Орды от1400 года
25. Низовое чалла-(сарур-)казачье Войско Донское известно от 1440года
26. Московское Касимовское казачье Войско от 1449 года
27. Московские О(У)краинные казаки: №27.1:Кормовые; №27.2:Городовые;
№27.3:Жилецкие; №27.4:Сторожевые; 27.5: Полковые; от 1470 года
28. Литовско-Днепровские кыпчакское казачество известно от 1471 года
29.Московско- Краинский (Червоноярский) казачий полк от 1480 года
30.Московско-ордынские казаки – вольнонаёмные в казачество Руси от 1500 года
КУЛЬТУР/ЦИВИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАЗВАННЫХ СУБЪЕКТОВ КАЗАЧЕСТВА
Казачество недопустимо отождествлять с пра-казачьим или казачьим этносом, оно есть ЛИШЬ ЧАСТЬ ИХ., добровольно создаваемое или не создаваемое. Интегрально-абстрактная категория «казачество» аналогично есть лишь часть интегрального супер-этноса «казаки».
Казачество есть двуединый субъект: 1) государство, озадаченное эффективной самозащитой;
2)этническая общность, желающая и способная к казаческому воинскому служению.
Этот вид отличается от иных видов (регулярная армия государства, наёмное разовое (на военную кампанию)воинство, тем, что
:::КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО СОСТАВЛЯЕТ ВСЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, включая гражданские семьи воинов и их хозяйства.
:::определённые затраты на военное дело берёт на себя сама этническая общность.
Государственые затраты происходят в отношение казачьих воинских частей казачества – как в военное время, так и в мирное время иррегулярно.
:::гражданское управление в этнической общности абсолютно национально, но оно плавно переходит в государственное управление через назначаемого государством Войскового командира (атамана). (В Российской империи к 1910г. из 13 казачьих Войск лишь одно – Уральское – сохранило выборность Войскового Атамана)
:::земельные угодья (гражданское расположение казачьего Войска) всех типов являются ОБЩИННОЙ собственностью казачьего Войска.
Для сравнения представлю определение казачества из (спонтанно выбранного) юридического словаря от 2022г.
W: КАЗАЧЕСТВО - военное сословие в России в XVIII - начале XX вв. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV-XVI вв. за границами Русского
государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков (в основном из беглых крестьян). Царское правительство
использовало К. для охраны границ, в войнах и т.д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. [
https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15206]
ДИСКУССИЯ. Быть может, имеется в академической литературе и более грамотное определение, но то, которое выставлено всему Миру юридическим справочником – БЕЗОБРАЗНО ЛЖИВОЕ, отражающее 300-летнюю ДИСКРЕДИТАЦИЮ казачьего суперэтноса, поддерживающее псевдо-научное воззрение о казаках = беглых русских холопах, банды которых (казачьи войска) мудрое московское правительство сумело собрать и организовать на военное служение империи.
При этом «академики» не потрудились узнать, что в СВОДЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ казаки не обозначены как сословие (отсутствуют в официальном списке сословий). Царское Правительство (нехотя) понимало о НАЦИОНАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ казаков и казачества, и полностью оставило УЧРЕЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЗАКОВ в их локально-национальное ведение, причём: от Войска к Войску варьирующееся на почве различных этнических устоев.
Позиция Российской Федерации, включившей в 1991году казачество в перечень НАРОДОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (с особенной классификацией: социально-этническая общность) не пошатнула дискриминационное поведение «академиков» в отношение казачьего ВОЗРОЖДЕНИЯ и задушила процесс реабилитации почти уничтоженного казачьего супер-этноса.;(оконч.диск.)
Части 6 и 7 «Онтологии казаков» представили путь перевоплощения казачьих этносов (этнических общностей) в социально-этническую общность, подконтрольную государству Россия.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД от казачьего суперэтноса к казачеству – в лице названных выше 30 субъектов – оказывается весьма долгим: 4 тысячи лет. И следует признать он не закончился к 2022 году –году публикации данной книги. Переходим к детальной научно-комплексной оценке этих субъектов:
1.РОСОМОНЫ
Киргизский (истинно-академический) институт этнологии им.Навье-Стокса утверждает:
Древнейшие арья/асы ;(Q+R+R1) занимали либо контролировали от -25 до -1 килолетий все горные территории Евразии (включая колыбель свою – Урал), но их «внучатно-сыновий» геноТип ;R1a («адениновые люди» с -18 Кл спустился в долины рек, затем – в прерии для животноводства; так создавался ряд археокультур Андроновская+Фёдоровская+Синташта + далее в раздроблении.Старались не отрываться от гор, сохраняя родственность с горными предками в Минусе,Тариме, Таласе и др. Кроме Минусинской котловины Федоровская культура (-3...-1 Кл) имела главный центр на Тянь-Шане и Памире, унаследованный от горных охотников. Через Алтай Федоровская звездная культура получила по Енисею и Оби выход к морю для образования торгового пути из мегалитической звездной культуры Ирландии в Китай и Среднюю Азию.
Неарийский наследственный геноТип ; (R1+R1b) – «гуаниновые люди», непригодные к горным условиям, занимали степи, были охотниками на мамонтов, затем – кочевниками.
Многими тысячелетиями шла война между кочевниками и горными умельцами за торговые пути. Кочевники оседлали караванные пути, а носители звездной культуры освоили морские пути для торговли.
Росомоны в /40\ определены современным понятием «военное сословие» без имени «казачество» (это имя и имя «казаки» появились лингвистически лишь в +11 веке), но сущность социально-этнической общности «росомо(а)ны» вскрыта киргизским исследователем Ч.А.Тукембаевым (конкретным потомком тех росомонов) однозначно совпадающая с определением «казачество», данным выше. При этом «государство» здесь – Древнейшая Россия / археологическая культура «Андроново-Фёдоровская»: расположение от Урала до Байкала, а казачество – росомоны Фёдоровской АК. Корень РОС переходит к нашему условному имени «Древнейшая РОСсия», но потомки тех росомонов : казаки/сары-асманы/литвины – по выражению Льва Толстого – СОЗДАЛИ современную (17-21 века) РОСсию.
ДНК-ГЕН. Этно-генотипический состав росомонов не изменился за 4 тысячи лет:
АС (;R1 ) + САК`A (;R1a) + САРМАТАЛЛЫ(;R1a1)
2.САКАЛЫПЫ
Полу-регулярный военный корпус, созданный в 8 веке канами(царями) Урус-Булгара в Башту(Киеве) для охраны границ державы; рядовой состав был из анчийцев (РАСены/ант-чи, пра-украинцы), командный – из киево-черниговских барынджаров(берендеев). Существовал до окончания Идель-арабской войны, где понёс большие потери состава.
3.Барынджары (со всем своим суб-этносом) дисперсно были военной элитой Молодой Руси.охраняя столицы (Киев и Чернигов) и Русский княжеский Дом.
4.Азиаты –торки(кара-калпаки), наряду с «берендеями» стали вторым казачьим Войском Руси, ориентированным на восточные границы и против половцев.
5. Регулярную армию Ак(восточного)-Булгара КУРСЫБАЙ организовали правители Идели в трёх компонентах : тяжеловооружённые всадники -дворяне – уланы; легковооружённые всадники и пехота – бахадиры из среднего слоя, слабовооружённая пехота из бедняков-субашей. С 1025 г. местный (уральский) состав бахадиров полностью заменила Орда сибирских куман-кыпчаков; куманские ханы получили верховное командование над курсыбаем; куманы принесли в Идель-Булгар имя «казаки», означающее то же, что и «бахадир»: богатырь, рыцарь, воин Защиты и Справедливости.
6 , 8. Несколько иной смысл имели ЧИРКЕШЕ – разноплеменные авантюристы, сколачиваемые властью Боспора не только для охраны их богатств, но и для расширения этих богатств. Тем не менее эти воинские отряды были привязаны к семьям и распространялись по Причерноморью Родами и, как бы, отдельным племенем «чиркеше», переросшим в три исторических направления:
1) В Джалду(Крым) и, далее, на Днепр – чиркасы.
2) На Дон - черкасы.
3) На Кавказ – черкесы.
7. Ещё в 7 веке Идельская провинция БАРЫН-ИНЕШ – часть громадной губернии Мардан-Беллак, - именующаяся ныне Воронежская область («Ворон-еж» - это русское переозвучивание «Барын-инеш»), носила удивительное название КАЗАК. Появление его связано с тем, что «Барын»- это алп(дух, бог) грома, победы и славы, имевший специальный знак победы и власти «казак=молниеносный трезубец»(сохранился для Украины). Провинция Казак была богата хлебом-солью, кормила войска Булгара и Хазарии. Но через неё проходил самый главный торговый путь «ХОРЫС-ЮЛЫ» (солнечная дорога), станции(мензели) которого охраняли крепкие воины-росомоны. Из этого специфического племени образовалось удивительное КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО «ЧЕРВЛЁНЫЙ (червоный) ЯР, растянувшийся от р.Кубар(Хопёр) до Верхнего Днепра.
9. Кытай – древнейшая страна в Приамурье, состоящая из уралоидов, управляемых Асами (все – европоиды). Об их собственном воинстве нет данных, булгарский поэт и летописец Кул Гали описал наёмных воинов Кытая из саков Андроновской АК, а это – главный генетический корень казачьего суперэтноса. Эти (не одинокие, а семейные) наёмники называли себя МЭН=русск.Я + КЫТ=кытай, то есть «я – кытай», что подымало их престиж в Туране и в Хине. Мэнкыты;монгыты;европ.мангуты составили, через своё казачье Войско, весьма знаменитый народ, ставший опорой чингисхановских завоеваний,Ногаевским казачьим Войском в Центральной Европе на рубеже 13/14 веков.
10. Чингис-хан сам был казачий полукровец (кунграт по матери), создал законодательство «Великая ЯСА» (от «асы») о превосходстве кочевого образа жизни над урбанистическим, ценил СВОИ КАЗАЧЬИ ВОЙСКА выше всяких ценностей. Ряд казачьих этносов – казачество империи Чингиса – изучен в ОК.7.
11.БУЛГАРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО – ПЕРЕИМЕНОВАННЫЙ КУРСЫБАЙ;
Гази-Барадж, хонский ( ;J) родственник Чингис-хана, поставленный эмиром(управителем) побеждённого Урус-Булгара заменил булгарский курсыбай полностью на Казачьи Войска, причём вместе с Бату-ханом Кыпчака создал
12.САКЛАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО (Киевское казачье Войско) – для западных улусов Кыпчака(Золотой Орды), перешедшего в 1360г под власть РОС-Литовского государства, превратившегося, в конце концов, в знаменитую Запорожскую Сичь.
13. В Идель-Булгаре Гази-Барадж создал казачьи Войска во всех губерниях, из которых самое первое и самое мощное было Черемшанское (Заволжская степь) (позже: казаки-черемысы России). Столь же мощным было правобережно-волгское БУРТАССКОЕ казачье Войско, плавно переходившее во Всевеликое Войско Донское
15.Болоховские казаки – Подольская часть старинного Сакалыпского казачьего корпуса – это , кроме того, колыбель синтетического народа СЛАВЯНЕ, скомплектованного в первых веках н.э. росомонами из анто-словен, скловенов и русколанов (сва-русов)[ теория главного славяноведа Бор.Рыбакова, /29,30\] – то есть, это : КАЗАЧЕСТВО СО СТАЖЕМ И ЗНАКОМ КАЧЕСТВА.
В 10-11 веках Южно-Бужские лесостепи заняли куманы(УМАНЦЫ), вошедшие в симбиоз с Болоховцами, и создали САМоСТИЙНОЕ казачье ВОЙСКО росомонского типа (военно-торговое). Легко подчинились Мэнхолу и Кыпчаку (древний смысл казачьей жизни), затем столь же продуктивно вошли в состав Литвы. После потери всех государей создали (вместе с полтавскими чиркасами) Запорожскую Сичь – собственное казачье государство.
16. Орнас – порт-крепость в устье Дона – стало «местом силы» казачьего Войска Донского 13 века, где по водным артериям распространялись, скандинавы, асаланы, таманские синды, прочие скифо-меоты, кубанские саркасы, , северы, сальские сираки, боспорские чиркеше и пятигорские чиркасы… После разрушения чингизидами Орнаса это ВОЛЬНОЕ интегральное КАЗАЧЕСТВО заложило (Старый) Черкасск, приняв за коллективное имя местное звучание чиркеше ; ЧЕРКАСЫ (что предопределил сарматский этноним САРКАСЫ). Вовсе нередкий в истории казачьего народа случай СУВЕРЕННОСТИ казачьего ВОЙСКА. Самостийностью отличались также ширские кыргызы Верхнего Дона.
КАЗАЧЕСТВО КУМАНОВ. А восток казачьего Дона(С Волгой) не был И НЕ СТАРАЛСЯ БЫТЬ суверенным, поскольку не было в этом большой национальной выгоды. Куманы, с удовольствием подчинялись – в режиме казачества – и Булгару, и Литве, и Руси (под конец своей Великой Вольности –бытие кочевников к 13 веку было уже полу-оседлое, животноводство требовало рынков обмена и продажи/купли (а у кого были стабильные деньги? – у соседних государств). Куманские мужчины с 1025 года составили курсыбай Идель-Булгара, а их ханский род поддерживал 200-летнюю линию генералов Булгара..
Волго-кубано-донская губерния Саксин была тем «государством», которое патронировало Вольное Донское казачество. С 1117 года губернаторами Саксина была куманская (половецкая) линия рода Ас-тархана-сардара курсыбая, ушедшего в отставку для создания новой губернии Астархан (Астрахань), оставившего пост сыну Торекулу. Его внук Бачман имел в Булгаре столь прочное и крупное влияние, что дважды «сажал на трон» новых царей Державы (в числе кучки губернаторов). Бачман стал главным героем УСПЕШНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДОНСКИХ КАЗАКОВ ВОЕННЫМ НАПАДЕНИЯМ МЭНХОЛА.
ВЕРХНЕ-ДОНСКОЕ(Хопёрское) КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО ПРОТИВ ЧИНГИЗИДОВ.
[Две крупнейших летописи «Гази-Барадж тарихы» и «Нариман тарихы», со значительными расхождениями в интонациях и фактах, раскрывают заголовок этого раздела, но А.Д.Р., находя значительную ценность в обоих этих источниках, представляет математическое пересечение историографических массивов, вместо того, что бы сбрасывать и то и другое «на свалку истории»]
Данный раздел слегка отступает назад от времени окончания 15 века (что показано в ОК.7), ибо тема ПЕРЕПЛАВКИ ДОНСКОЙ ВОЛЬНИЦЫ В КАЗАЧЕСТВО, осталась в казаковедении (а также и в 1-7 частях «Онтологии казаков) всё ещё туманной, а ведь она закончится такими крупными событиями, как восстания Болотникова, Разина, Булавина, Пугачова…
БИТВЫ ПРОТИВ СУБЭДЭ. (Цит.1) Д.Карачай: «. В 1223 г. не менее 200 тысяч отборных воинов Субэдэ, не считая прочих, с боями двинулись через Кавказ на Булгарию. Грузины, азербайджанцы и дагестанцы перебили не менее 20 тыс. татар, но 180 тысяч их вышло на просторы Предкавказья, входившего в булгарскую губернию Саксин. Саксинский губернатор <внук Ас-тархана, куман-чи(половец)>Бачман атаковал «непрошенных гостей» со своей 80-тысячной армией и 50 тысячами союзников – калайцев Карасана. Вначале Бачман разбил Субэдэ, но во второй битве Карасан изменил ему и убежал. Только после выяснилось, что Карасан был тайным лабытцем и действовал по указанию Наданов. Субэдэ, получив сообщение о бегстве Карасана, атаковал Бачмана всеми силами и разбил его. Бачману пришлось с боем отступить в Грузию, тогда - союзника Булгарии» [20.2.6]
КОММ. Летописи не разъясняют этническую природу «калайцев», но некоторые фразы из [W] связывают их турецкими галатами/галайцами; иные отсылают аж до Атлантики:«Кельтские калайцы или галайцы населяют весь район над рекой Доуру (современная Галисия и северная Португалия)». Вариантов появления 50 тысяч воинов-галайцев на Сев.Кавказе нет в [W] ни одного, но есть в цит.№1 факт, олицетворяющий именно кельто-галлов: ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
По Гази Бараджу: Свежие и тяжеловооруженные воины-ТАТАРЫ без труда изрубили все оказавшееся в окружении гурджийское войско, а татары потеряли всего 3 тысячи бойцов.После этого Субятай вырвался в степь, где у речки Кумык встретился с асами, куманами и поддержавшим их саксинским тарханом, внуком Аса, сыном Торекула Бачманом.
По Д.Карачаю: И Бачман, и Субэдэ потеряли по 40 тыс. бойцов, но если бы тогда Субэдэ сразу ударил по центру Идель-Булгара, то разбил бы булгар. Дело в том, что с Мангышлака по Саксину ударили, одновременно с Субэдэ, чулах(тюркюто)-калайские бии , у которых было 200 тысяч бойцов. Эти чулах-калайцы сковали 50 тысяч бойцов Черемшанского атамана Хагер-Углы. После смерти знаменитого полководца Татры [ок. 1219 г.] его ученики Хагер-Углы и сардар курсыбая Газан были лучшими булгарскими полководцами...Маршал Субэдэ, разбив в мае 1223г. на Калке русскую армию, опрометчиво бросился к Волге для захвата Идель-Булгара,…он прорвался в августе-сентябре сквозь булгарские засады к городу Кермеку, но здесь ему засаду устроил сам кан Чельбир с курсыбем: когда монголы стали рубиться с булгарской конницей на изрезанном оврагами и покрытом рощицами поле, то из каждого оврага и рощицы в татар стали стрелять арбалетчики. После трех безуспешных атак монголов, когда уже и войско Чельбира было обессилено, на поле боя появилась иллакская или самарская(Черемшанская) армия Хагер-Углы,…половина армии Субэдэ была ликвидирована…
По Гази Бараджу: …Субятай ожидал самого худшего, ибо впереди его, за Иделью, стоял несокрушимый кан, а сзади маячили арбугинцы, едва сдерживаемые сыном Елаура - марданским тарханом Юнусом.В «Нариман тарихы» знаменитый черниговский воевода Елаур представлен как Хагер-Углы. Тем не менее Чельбир, опасаясь повредить Кыпчакскому союзнику Джучи, разрешил его брату Субэдэ вывести остатки своего войска через Сарычинскую переправу и даже отдал ему тысячу пленных, включая сына маршала Уран-Кытая.
Вскоре Бачман Торекул вернулся из Грузии в Хин-Керман и восстановил саксинскую армию. В начале 1229 г., когда разнеслась весть о смерти кана Мир-Гази, в дело вступили главные монгольские силы во главе с Субэдэ. В январе-феврале 1229 г. Субэдэ пролез через Западный Тубджак и Джаик [Урал] и внезапно атаковал войско нового булгарского царя Алтынбека [1229, 1230-1236]. Булгары Хагер-Углы (Елаур) понесли тяжелые потери, но все же смогли отбить атаку Субэдэ. Опасаясь повторной атаки, Алтынбек отступил, но и Субэдэ, услышав о движении Бачмана со стороны Саксин-Булгара, отступил в Восточный Тубджак. Но Бачман применил дезинформацию, а на самом деле он всеми силами помогал марданцам выбивать 20 тысяч калайцев Карасана из Буртасии./20.2.6\
ЖЕСТОКОЕ ПОКОРЕНИЕ ИДЕЛЬ-БУЛГАРА МЭНХОЛОМ – достаточно подробно описано выше в ОК.6. В изложении Гази-Бараджа: Бачман Торекул при всеобщем отступлении защитников столицы Буляра, сумел вывести часть войск на правый берег Волги и занял столицу Мардан-Беллака Банджу. Но, после годичной осады этого города-крепости, Бачман был взят в плен «татарами» и казнён (1937г)./20.2.1\
«Нариман тарихы» даёт совершенно ИНУЮ ИНФОРМАЦИЮ:
По Д.Карачаю: Бачман еще при Алтынбеке стал булгарским главнокомандующим, а после гибели Алтынбека (при защите столицы 5 ноября 1236г) Государственный Совет и Военный Совет избрали Бачмана новым царем Волжской Булгарии [1236-1240]. Царем-соправителем Бачмана был избран сын Алтынбека Боян-Мохаммед [1236-1262]. Боян-Мохаммед взял ответственность Мэнгу-Булгар [«Северная или Казанская Булгария»], а Бачман – за Южную Булгарию и за стратегическое планирование в политической и военной областях. [20.2.6]
ГЕРОИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА БАНДЖЫ. Её возглавлял главком Бачман (по версии хазарской летописи – царь/соправитель Булгара). Главком армии Буртасии Елаур поддерживал эту защиту со стороны провинции, не захваченной Мэнхолом…. У г.Буртас(в районе Пензы) армия Хагер-Углы, в которой было с рязанскими и черниговскими союзниками булгар около 22 тыс. человек, напала на преследователей, за которыми шли уже с «резервом» Гуюк и Менгу. Более 14 тысяч булгар и их союзников во главе с Хагер-Углы погибли в этом страшном Буртасском побоище 31 мая 1237 г., убив все 30 тыс. монголов. Узнав об этом, Гуюк и Менгу с «резервом» в панике отступили к Бандже, из которой успела вырваться Алтынчач с 20 тысячами защитников… Узнав о гибели армии Хагер-Углы, которая не позволяла монголам захватить Банджу, и Бачман решил уйти из города. С ним согласились уйти 50 тыс. защитников и жителей Большой Банджи. Но 15 тысяч воинов и ополченцев иллакского бия Бырака решили остаться и умереть при защите Банджи. Обняв Бырака, Бачман погрузил 50 тысяч банджийцев на корабли и проплыл с ними мимо опешивших татар в Кавыллы-Сувар. В конце лета 1237 г. монголы прорвали внешнюю стену. Начались ожесточенные бои за остальные 6 стен Банджи с татарами брата Батыя Орду, переброшенными с северного направления на помощь Гуюку и Менгу. Но только в октябре 1237г монголы смогли взять центр Банджи.[20.2.6]
ДОНСКАЯ АРМИЯ ИДЕЛИ ПРОТИВ МЭНХОЛА. Да , Идель-Булгар захвачен Мэнхолом в её центральной части; наместником-эмиром (не каном/царём) поставлен сын Азана, внук Арбата(первого градоначальника Москвы) Гази-Барадж (наш летописец). Своим якобы «предательством» Родины, он спас миллионы жизней, да и сам суверенитет Булгара, ставшего автономным сателлитом империи Чингиса. Все мэнхольские войска Гази-Бараждем выведены из Идели и направлены в сторону Руси – самого злейшего врага Идель-Булгара с 11 века. Гази Бараджа поддержала ПРА-РУССКАЯ царская ветвь Шамгунидов. Противная её ветвь двоюродного дяди Гази-Бараджа Алтынбека несла бескомпромиссную национальную идею ИСЛАМСКОГО БУЛГАРА.
::: Гази-Барадж, отправив всех чингизидов на завоевание Запада, контролировал Северную часть Мардан-Беллака (Буртас) до линии, Самара – Яучи(Липецк);
:::юг Буртаса и ВЕСЬ ДОН/Саксин взяли под контроль Бачман, Хагер-Углы(Елаур) и дочь кана Алтынбека Алтынчач.
(Цит.2)Д.Карачай: «Пока татары устанавливали свою власть в Суздальщине, новый командующий Буртасской армией Юнус, сын Хагер-Углы, Дугар, Бачман и командующая новой Джаикской армией Алтынчач истерзали все тылы монголов. При прохождении через Суздаль к Смоленску, признавшему власть Батыя без боя, татары потеряли 13 тыс. человек, а за это же время булгарские армии убили на территории от Днепра до Тувы более 70 тыс. татар и их наемников. Особенно раздражали татар дерзкие рейды <>улугбека Дугара, армия которого убила около 30 тыс. монголов. Выйдя из Суздальщины, монголы осенью 1238 г. отрядили <cына Чинзиса>Менгу и Кадана в поход на Саксин. Татар было более чем в 2 раза больше, и Дугар стал отступать с Дона, с которого нападал на врагов…А зимой он, прикрывая отход своей армии, геройски погиб. Дугар был бием [вождем] булгар-чиркесов или алан [карачаевцы и балкарцы]. И весть о его гибели монголы распространили, как важнейшее для них известие. Новым улугбеком Саксана царь Бачман назначил Гали-Беркета, также уже отличившегося в войнах против татар. В конце 1238 г. армия Юнуса захватила Муром, Джун-Кала и Рязань и перерезала коммуникации татар. В начале 1239 г. 70 тысяч татар едва отбили эти города у Юнуса… Весной 1239 г. Бачман совершил нападение на лагерь Гуюка и Менгу и убил не менее 50 тыс. татар и их союзников. За это небывалое поражение Гуюк едва не был казнен собственным отцом Угедеем, а Менгу был отправлен с особым монгольским корпусом на поимку Бачмана… Бачман ответил на это полным уничтожением особого монгольского войска Менгу в конце октября 1239 г., состоявшего из 40 тыс. татар. Менгу едва не попал в плен к Бачману» [20.2.6]
КОММ. Остановимся, чтобы уяснить: кто наполнял Буртасскую, а таже Джаикскую армии при таких численностях, какие показывает летопись? Ответы можно найти выше по тексту: и буртасы, и яицкие(уральские) баджанаки-иллакцы, и находящиеся меж ними куманы (ширские кыргызы), марданцы(ныне: мордва) и червоноярцы лесостепного Волго-Дона – все с полными нашими доказательствами причислены в «ОК» к пра-казакам. Равно и низ-донские черкасы вплоть до Меотиды ни сколь не оставались в стороне от сопротивления оккупантам. Но и степные чиркасы-аланы пришли на помощь Дону в очень трудные годы.
Трудно поспорить, что в условиях жесточайшей войны эти пра-казачьи этносы моментально СТАЛИ КАЗАЧЕСТВОМ, то есть армией, ДОБРОВОЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИ подчинённой генералам погибшей в кровавой бойне державы Идель. Русь, кстати сказать, тоже ДИТЯ ИДЕЛИ, и не случайно Смоленские князья упорно дрались с грозной Мэнхольской империей (помним Казыл(Козельск) Смоленский!) и, именно – в тесном союзе с армией ДОН-Булгара.
Через смоленское «горлышко», мимо погасших Суздаля и Киева, на Дон шли ДОБРОВОЛЬЦЫ РОС-Литвы. Даиш Карачай свидетельствует:
(Цит.3) «<Кан Северного Булгара>Боян-Мохаммед с почестями проводил на родину прибалтийские части, которые сражались просто здорово. Сохранилась одна латышская поговорка, дошедшая с тех времен. Когда кто-нибудь из латышей проявляет неумеренную воинственность, ему говорят: «Ты что, в Булгарии что ли служил?»
Эстонцы говорят: «Храбр, как булгар». А у литовцев есть поговорка: «Немец куражился, пока булгар не пришел». Дело в том, что булгарские воины из Прибалтики у своих народов становились феодалами и правителями, боровшимися за независимость своих земель. Так что в литовской поговорке «булгар» – это литовец, вернувшийся с булгарской службы. Эти поговорки собрал во время своей поездки в Прибалтику Амир Ашняки….При этом должен сказать, что и без прибалтийских воинов в Булгарии было много прибалтов – они <испокон веков>населяли сотни булгарских аулов.» [20.2.6]
ПОЧЕМУ МЭНХОЛ НЕ УШЁЛ В ЕВРОПУ ДАЛЬШЕ ВЕНГРИИ? Все наши источники, включая уважаемых Г.Вернадского и Г.Бараджа, отвечают: мол, навоевались, захотели отдохнуть, и повернули победоносную армию от самого тёплого центрально-европейского моря – Адриатического - назад в Донские степи. И только хазарская летопись даёт более вразумительный ответ:
По Д.Карачаю: Когда половина татар ушла в Польшу и Венгрию, Буртасская армия Юнуса и Саксинская армия Бачмана разбили оставшихся татар и соединились в феврале 1241 г. у Сарычина [Волгоград]. Сообщение об этом вызвало панику в стане монголов, и Батый летом 1241 г. спешно поворачивает свои армии с Римской дороги и возвращается в Восточную Европу. Армии булгар отступают: Буртасская – за укрепленную линию Карсун – Саран [Саранск] – Арчамыш [Арзамас], Саксинская – в горы Кавказа. Татары пытаются пробиться к ним – но тщетно. Тогда в 1243 г. 100 тыс. монголов вторгаются через Каму в Казанскую Булгарию,(не подчинившуюся эмиру Гази-Бараджу,) но гибнут без остатка под ударами камских барынджар и присоединившихся к ним иллакских булгар-баджанаков.[20.2.6]
КЫПЧАК И ВОЛЬНОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ. Держава Кыпчак, как федерация многих пра-казачьих Орд, существовала до Мэнхола 2 килолетия (после упадка Древнейшей России), но лишь при «мудром руководстве» Чингис-хана и его Чингизидов стала государством, хоть довольно рыхлым. Историки его называют «Джучиев Улус», но суб-улусов в нём было более, чем достаточно, и они не особенно-то дружили. Хан Джучи(приёмный сын Чингиса), считал Кыпчак своей родиной, его сын Бату (русск.Батый) был правителем под стать отцу: пра-казачье бытие ставил выше иных общественных «заморочек», а казачеству дал «зелёную улицу». За всю историю Батыева «ига» не появилось данных о притеснении пра-казачьего Дона, не было даже ясака (дани) с донцов-молодцов. Сопротивление Дона, описанное выше, было в адрес чисто Мэнхола, его войск и его наместников и его инициировали военачальники Идель-Булгара. Когда Бачман погиб, Юсуф отступил за Волгу на Север, казачий Дон остался один на один с Кыпчаком – абсолютно РОДСТВЕННЫМ НАРОДОМ.
Д.Карачай: «Батый был очень этим доволен: монголы, бывшие при нем, ослабли и не могли больше диктовать ему свою волю,». Бату-хан и все его малые наместники (по улусам Буджак – Картан) контролировали только полосу Нижняя Волга ; Нижний Днестр шириной дневного конного марша. Область Всевеликого Войска Донского военные походы Кыпчака на Русь обходили по краям; Русские делегации в Кыпчак (в Сарай и далее) проскакивали ВВД под контролем местных атаманов. Золотая Орда 14-15 веков (отделившаяся от Сибирского Кыпчака), не имела в ВВД ни городов, ни военных армий, но регулярно имела воинов-«контрактников» казачьего высокого качества, говоря современным языком.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗДЕЛА «ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВИЧНОГО КАЗАЧЕСТВА»
17. Ногаевское (мэнкытское) казачье Войско (Кырым,Курмыш,Буджак) от 1290года.
Темник(тысячник) Ногай, блеснувший на самом «дальнем» западе Кыпчака организаторскими способностями, привёл за собой из Сибири мэн-кытов самого коренного КЫРГЫЗСКОГО происхождения. Эти кочевые наследники Динлин-кыргызов принесли в Причерноморье неистребимое наследие РОСОМОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА Древнейшей России. Потому явление Ногаевского ханства и его Казачьего Войска мы рассматриваем как значительную помощь сибиряков в восстановлении Балканской России. Не спроста Ногай-хан присоединил к былому улусу Курмыш: куманский Буджак, печенежскую Валахию, САРбийскую Сербию, добрался до Венгрии и Моравии – нигде не было народных кровопролитий; названные РОС-страны входили в Ногаевский Союз. Мудрейший из русских князей Александр Невский охотно вошёл в этот Союз, приняв ярлык на княжение именно из рук Ногай-хана.
Ногай погиб в бою «почём-зря», но его казачество осталось прочным само-по-себе, и в 21 веке просматривается в крымско-«татарском» народе.
18. РОСОМОНО-ЛИТОВСКОЕ КАЗАЧЕСТВО. 1358 – 1427гг.
В Киевско-Русском регионе были 4 значительных казачьих Войска, рассмотренных выше: Сакалыпское, Батыево, Берендеейское, Торческое, и ни одно их них НЕ ИСЧЕЗЛО бесследно к приходу литовской верховной власти в 1360г. Литовские росомоны и литвинские князья, по всему видно, стимулировали восстановление былого Войскового величия. В ОК.7 имеется несколько литературных весточек из тех времён, но, вообще-то, историография не сильно озаботилась глубокими исследованиями. Литовское влияние на казачество Поднепровья ясно обозначилось лишь к 16 веку(в Реестре), уже когда ярко горела звезда самостийной Запорожской Сичи – ясного наследника названных Казачьих войск. Но в этом «тихом» процессе «зажжения сверхновой» звезды казачества видна «рука» росомонов Балканской России, рассекреченных в «Онтологии Казаков» и «ИстокахРусскогоОкеана»: по Молдове/Кощобе, Волыни/Валинане, Чешской Сербии, РОСской Смоленщине, БелаРОСи(курённые казаки).
Не понятый историками факт самого имени родоначальника МОСКОВСКОГО КАЗАЧЕСТВА, героя Куликовской русской победы – литовского князя Астея Ольгердовича совпадает с именем росомонской элиты (Балканской) ОдРОСсии - АСТов, возглавившей уничтожение кельто-галльского оккупационного государства Тила в -1 веке.
19. Берендее-Полтавские казаки Литвы от 1360 года.В данном разделе отсутствует термин «Войско», ибо Берендее-Полтавское казачество было
наиболее дисперсным из всех старо-российских казачеств, но в сущности этой – самым ярким и очень необычным. Здесь следует обратиться не к простому описанию, а к стратификации:
1.»Берендеи» = русское звучание тюрк. БАРЫНДЖАРЫ ;русск.люди-победители (Барын – алп победы и славы).
2. Барынджарские(малые) орды существовали на всём пространстве Евразии, и везде были элитарной охраной государственных правителей, включая царей Идели, каганов Хазарии. Отважны, умелы в военной профессии.
3.Барынджары/берендеи несут военную службу со своими семьями и родами, то есть – казачество.
4. В глубинной основе этих родов(племён, субэтносов) – АСЫ ;R1, поэтому берендеи в русских былинах – это мудрейшие-волхвические люди (Царь Берендей); но при этом они - добрейшие защитники справедливости, что указывает на наличие кшатриев-саков ;R1a, то есть – ярко выраженный (подобно усуням Турана) суб-этнос АС-САКОВ. Они – самые стойкие защитники ведической Веры перед агрессивной христианизацией Руси, и исламизацией Идели.
W: Среди родов, населявших Русколань, «Книга Велеса» упоминает и берендеев... рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь – Асень.
Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах (попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец») упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли».
Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Книге Велеса» сказано: «Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» (Бус I, 2:2). Здесь берендеи названы хранителями веры. [: https://stolicaplus.ru/darenie/]
Российский историк Ю.К.Бегунов связывает киево-русских берендеев с чиркасами:
(цит.№4): ««Барынджары»=русск.Берендеи концентрировались вокруг г.Балтавар(Полтава). Сабан-Халджа, атаман берендейских казаков, будучи главой Полтавы, в начале служил Артану(Литве), но затем со своими «барынджарскими булгарами-чиркесами(казаками)» перешёл на службу Мамаю…» [2]
КОММ. В ОК.7 имеется версия зарождения на Днепре Чи(е)РКАСОВ от перемещения с Тамани (через Крым) команд, а, возможно и банд, чиркеше, бывших в Боспорском царстве, затем – в Томаторканском русском княжестве. Концентрация их в районе Полтавы (булг.Балтавар), вероятно, дело случайное, и ещё вероятнее: ареал был значительно шире: вдоль левого берега Днепра.Ведь словосочетание чири киши или чири киси (в зависимости от диалекта) означает на языке Идели: люди силы или люди армии. Град Балтавар – одна из столиц Урус-Булгара, значит «людям силы» здесь, при ханах/князьях, самое верное место быть.
Град Черкасы появился при соединении (левобережных)Полтавских берендее-чиркасов с (правобережными) умань-болоховскими казаками, что стало основой Малороссийского (реестрового) казачества.
Ещё до появления на Днепре Мэнхола и, затем, - Литвы берендее-казаки уходили в Северную Русь:
W: Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское <Алатырское> царство, названное по имени священной (мифической) горы Алабырь, или Алатырь…
<В качестве мифа «Алатырское царство» могло быть в разных местах, например, Эльбрус считался как священная ведическая гора Алатырь, и берендеи/барынджары действительно проживали вниз от Эльбруса в Бештау (пятигорские чиркасы). Но достоверно и Приволжское Алатырское царство (Пургасова Русь) в местечке Городец-Волжский (ныне – Алатырь Чувашский>, а также – в верховьях Суры (тоже в Чувашии).
В русском былинном эпосе есть богатыри из земли Алабырской, такие как Саур Ванидович, Демьян Куденович, Сухан. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые. [: https://stolicaplus.ru/darenie/]
20. Мамаево анчийское(украинское) казачье(чиркешское) Войско от 1370 года
В описании Саснакской битвы М.Бу-Юрган упомянул: «левое крыло мамаева войска, состоявшего из 10 тысяч крымцев и 7 тысяч анчийских казаков, рассекло правое крыло русских и боковым ударом расстроило балынский центр.» По летописям Идели анчийцы=АНТ-чи – это военизированные пограничные для Идели анто-словены или, другими словами: окраинные ульчийцы=словены. В данном смысле: анчийцы – западное казачество Кара-Булгара. Но они же –лингвистически – УКРАИНЦЫ.
С позиций этнологии Б.Рыбакова: анты были базовым этносом Русколани и выставляли для этой державы (мужские) военные силы, и (поэтому) стали базовым этносом социально-этнической общности «славяне», создаваемой росомонами(иранцами) для повышения обороноспособности всей РАСеи. «Нариман тарихы» рассказывает, что анчийцы/славяне стали самой главной военной мощью «гуннов» в Европе: как минимум 2 корпуса по 100тыс чел. Далее, Гази Барадж упоминает, что Батыево казачье войско состаляли (частично) анчийцы: несомненно, остатки Атилловых славянских армий. Через 140 лет, к Куликовской битве , Ордынское казачество (хотя бы в урезанном виде) должно было перейти к наследнику Бату-хана Мамай-хану, что и подразумевает заголовок данного раздела.
21.НОГАЙ-МАМАЕВО ДЖЕРЕМЭЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, в том числе
ЕЛЕЦКОЕ КАЗАЧЕСТВО.Уральские летописи упоминают о некоей «малой кыпчакской Орде» между Большой Ордой Удуг-Мухаммеда и Литвой – это ЧИРШИ(Елецкая) Суба, которую русские историки именуют «Елецкое княжество».
Хроника «Нариман тарихы» бает о Елецком атамане (бек Чирши Саурбек Барынджар), кой хоронил тысячи павших(с обеих сторон)в Куликовской битве; но не видно вхрониках, чтобы елецкие/червоноярские казаки в этой битве участвовали. Выше упоминался «международный» статус червоноярцев, как хранителей крупнейшего в Евразии торгового пути «Хорыс Юлы».
(Цит.5) « В эпоху Тохтамыша (1382-1395гг.) Елецкая земля имела статус нейтральной «буферной зоны», между владениями Великого княжества Литовского, Улуса Джучии , Рязанского княжества. Косвенным подтверждением данного тезиса является факт невовлеченности Елецкогок няжества в затяжное ордынско-рязанское военное противостояние 1387-1408гг. Многочисленные набеги татарских отрядов (1387, 1388, 1390, 1391,1394, 1401, 1404и1408гг.)не привели к исчезновению Ельца и Елецкогокняжества, в то время как рязанские пограничные города в верховьях Дона –Дубок и Корнике, прекращают свое существование к концу XIVв.
С началом очередной «замятни»в Орде прежние договоренности утратили силу, что привело к гибели Ельца и опустошению окрестных земель во время очередного набега в 1414г.:«Придоша татарове мнозии воеваша по Задонью-реки власти Рязаньскиа, имного зла сотвориша иград Елец взяша, и Елецкого князя убиша, а инии в Резань убежаша». После этих событий Елецкое княжество не упоминается в источниках, что, по все видимости, является свидетельством прекращения его существования.
К 20-м гг. XVв.правобережные земли Верхнего Подонья окончательно превращаются в почти безлюдное «Поле» и имеют значение лишь как бортнические и охотничьи угодья, а также в качестве пограничного рубежа на дальних подходах к «Берегу»-южной границы Московского государства, проходившей по Оке.»/Воротынцев Л.В. «Контактные зоны русско-ордынскогопограничья в 13- первой половине 15 веков».Елецкий гос.университет\
КОММ. Здесь мы имеем яркий пример полу-научного подхода к историографии. «ОК» показывала (из многих источников), что Червоноярская область НИКОГДА НЕ ИМЕЛА РУССКИХ КНЯЖЕСТВ; в эту ОБЛАСТЬ (СУБУ) «КАЗАК», начинающуюся в запада именно от Елецкой земли (почти от Брянска), «не совали нос» никакие цари, короли, князья, ханы, ибо казаки охраняли ВОЕННО-ТОРГОВЫЙ (РОСОМОНСКИЙ) ПУТЬ с неприступными крепостями-станциями, и – главное – все монархи строго подчинялись (выгодным для них) законам международной торговли, и данную область «Казак» от времён ещё до н.э. лелеяли и берегли ВСЕ ВМЕСТЕ.
Фраза про «безлюдное поле» «высосана из пальца» в угоду лже-научной парадигмы о культур/цивилизационной миссии Москвы, соизволившей принять в своё властное лоно «заброшенные, дикие земли».
{В Елецком (Чиршийском) казачьем крае Никогда не было русско-царских казачьих Войск (обрусячивание), значит историческая (но затемняемая лже-историками) земля «Казак» могла за 500 лет до 20века потерять древний казачий смысл (что почти произошло в Воронежкой обл). Однако даже один конкретный человеческий пример отвергает такой вариант – это атаман Черноморской казачьей Рады (1994-96 гг. Новороссийск) Котов (Кот) Н.П. – невероятно ЯРКИЙ КАЗАЧИЙ ТИП, ставивший своё елецко-червоноярское происхождение на самую верхнюю ступень из всех ступеней казачьего происхождения. И было чему поверить: в одном этом казаке сложились знания и мастерство в металлургии и кузнечном деле, в коневодстве, строительстве, скорняжном и пошивном деле, в знании глубинной истории всего суперэтноса казаков, начиная с арья-асов и, конечно, в военном деле. Мой вопрос к учёным-историкам: как могла Елецкая «людская пустыня» выпестовать для России таких многогранно-талантливых и энергичных «беглых холопов», ювелирно исполненных Природой по характеру геноТипа Арья-ас-сак-сарматского суперэтноса? Вот, некоторые из таких учёных:
Воротынцев Н.В.; ТизенгаузенВ.Г..Селезнев Ю.В.;.КлянинР.В., мн.др. }
Иные источники.(в т.ч. Г.Вернадский) показывают, что Елецко-Брянско-Орловская «буферная зона» была заселена очень сильными этносами: сарматами, онграми и моджарами, скандинаво-росомо(а)нами, куманами, каковые здесь не враждовали, а дополняли друг друга. Человеческая и общественная крепкость здесь была и остаётся на высочайшем уровне; Мэнхол, обходя стороной эту землю, упёрся лишь в краевой град Казыл(Козельск), и в страхе сбежал от неё на юга.
Во времена «монгольского ига»Елецкий Юрт не просил у Мэнхола ярлыки на княжение, не платил дань ни Орде, ни Москве, ни Литве. На равных правах Елец помог Улуг-Мохаммеду создать Саранскую Орду («Касимовское царство»). Затем умнейший хан Ногай и умный темник Мамай признал его АВТОНОМНЫМ, но входящим в военную структуру Золотой Орды. При этом Елец не помогал Мамаю в Куликовской битве.
W: Включение некоторых районов русско-ордынского пограничья в состав Рязанского и Московского княжеств могло совершаться постфактум, без четкой фиксации границ и административно-территориальной принадлежности. Неустойчивость административно-политического статуса «татарских» и «мордовских» мест, отражена в тексте московско-рязанского договора 1402г.:«А что будет отець наш князь великий Дмитрий Иванович отоимал Татарская места и Мордовска места, а ци переменитъ Бог Татаръ, и та места мне князю Великому Василью Дмитриевичу. А что будеть отнял отец твой князь великий Олег Иванович Татарская места и Мордовска, а та тебе и есть».
Такая же оговорка будет повторена в договорах 1434 и 1447 годов.
Исследование по вопросу политической принадлежности Тулы во второй половине XIV-XVвв. показало, что территория бассейна среднего течения р.Упы, продолжала юридически оставаться «татарскими землями», которыми можно было номинально владеть, но которые нельзя было ни продать, ни завещать. [Воротынцев Л.В. «Контактные зоны русско-ордынскогопограничья в 13- первой полове 15 веков».]
КОММ. Здесь приходится очередной раз напомнить, что русско-народный/русско-летописный термин «татарские(ое)» является лже-научным, ибо всё «татарское» исчезло из «Золотой» Орды/ «Кыпчака» уже в конце 13 века в месте со всем «монгольским». В дешт-и-кыпчаке это всё «монголо-татарское», как дым, рассеялось, оставляя ДРЕВНЕЕ «КЫПЧАКСКОЕ», которое в лесо-степных регионах:Булгар, Буртас, Дон(Нижний и Верхний), Джерем-эль (Донец) прочно СТАЛО «КАЗАЧЬИМ».
КУРСКОЕ БАСКАЧЕСТВО. Баскачество, как институт Мэнхольской власти существовал до того как эту «монгольску» власть сменила власть державы Кыпчак (рубеж 13/14веков). Баскаки были «надзирателями» даже в северных русских княжествах, а уж в южных областях – тем паче.
W: Русские историки (А.Н.Насонов и др.) отождествлял институт баскачества с военно-политической организацией, уделяя особое внимание военным отрядам, сформированным в 1257 г. Эти формирования поступали в распоряжение баскаков. Командиры отрядов – десятники, сотники, тысячники, темники – имели монгольское происхождение, а рядовой состав формировался из местного населения …Основная обязанность баскачества заключается в обеспечении внутренней охраны власти … А.Н. Насонов отмечает некоторое отношение баскаков к финансовой сфере: «баскаки имели ближайшее отношение к сбору налогов. Нет указаний, однако, чтобы в их постоянную обязанность входил сбор налогов»
КОММ. Самое интересное во всех этих «трудных» исследованиях: полное отсутствие наименования военных отрядов, обеспечивающих «внутренний порядок мэнхольских улусов.К.А. Аверьянов: «баскаки – руководители «полутора десятков мелких образований, носивших название “тьмы”» [13, с. 46]. «Тьмы» были образованы в пограничных областях Руси. Преобладающее население этих образований составляли выходцы из Золотой Орды» /
https://cyberleninka.ru ]
Слова «тьма» и «выходцы из Орды» - вот научное определение того, что ещё в 1241году Буту-хан, по инициативе эмира Булгарского Гази-Бараджа, СОЗДАЛ И НАЗВАЛ «КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО». Лишь по улусу Куремши на крайнем западе Кыпчак/Мэнхола обнаружены летописи об атаманах болоховского казачества, помогавших баскакам собирать дань для Орды. Возможно, это – исключение из смысла казачества, но корень такой казаческой необычности – в баскаке Бурундае, который «трепал мошну» у князей и еврейских банкиров, абсолютно не обижая бедное население; который собирал и вооружал казачество для похода на галичанскую Кельтику.
ПоА.А. Семенову: Основной задачей баскаков было не обеспечение лояльности монгольской власти местного населения, а напротив: «баскаки – монгольские опекуны эмиров, на обязанности которых лежали заботы и наблюдения за восстановлением мирной жизни и за ее правильным функционированием». Они следили за обеспечением интересов местных жителей. /
https://www.hist.msu.ru \
Вот такая теория самый раз ложится в русло никем не оспариваемой исторической МИССИИ КАЗАЧЕСТВА.КУРСКОЕ БАСКАЧЕСТВО вошло в русскую историографию некоторыми уникальностями:
1.В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья:
(Цит.6) Оные прежде из кабардинских черкес в XIV веке в княжестве Курском, под властью татар собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, и из-за многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесами поименовались.» [37]
2. В Курском княжестве баскачество было установлено в 1257 г. Никоновская летопись под 1283 г. рассказывает о темнике Ахмате, сыне Темира, который откупил у Ногай-хана право на сбор дани и, как пишет летописец, «делал великую тягость всем людям в Курском княжении». .. В период двоевластия в Золотой Орде Ногай и волжский хан противоположно относились к курскому баскаку Ахмату.
3.УНИКАЛЬНЫЙ СОСЕД КУРСКОГО БАСКАЧЕСТВА. В.Н.Татищев уделил в своей «Истории российской» необычано (для него) длинную историю о баскаке Ахмете
(Цит.7): (сокр. А.Д.Р.) «…Баскак Ахмат принимал у татар дани всякие в творили в Курском княжестве обиды….К тому же сотворил себе две великие слободы в кн.Олега Рыльского и Святослава Липецкого …-как грады великие. Исходили люди из тех слобод, и насилие и обиду и многую тягость творил князям и черным людям (не черкесы ли пятигорские?-Э.Д.)…Пошёл князь Олег к сарайскому хану Телебуге по слову со сродником своим князем Липецким. Хан же Телебуга дал приставов, повелел те слободы разорить… Пришли же князи с татарами, повелели людям своим пограбить те слободы…Ахмат же оклеветал их хану Ногаю (корымскому)…и звали к Ногаю Олега, и не пошёл он…И Ногай-хан призвал Ахмата-клеветника и сказал Ему: «Иди с татарми моими на князя Олега и княжение его пустым сотвори…Слышав же сие, князь Олег побежал скоро в Орду Белую ко своему царю Телебуге; а князь Святослав Липецкий побежал в Резань…И выдали бояр старших Олеговых баскаку Ахмату…и землю их опустошили… Слышал же сие князь Святослав и задумал со боярами и дружиной…без Олегова совета…ударили по слободам, обогащённым от своих карательных деяний…и поднималась молва и брань великая. Князь Святослав липецкий в смирение не приходил и не боялся, полагая себя ото всех непобедимым. Прислал же к нему из Орды Ахмат баскака на примирение с ним, он же посла того убил…И послал князь Олег к князю Святославыу, говоря: «…возложил ты на себя и на меня имя разбойничье…многие разбои ты содеивал…сей обычай есть татарский, а у нас,в христианах не добро есть неправда и раббои…Покайся, брат…пойди в Орду, утешь и уласкай хана и князей его!» Князь же Святослав отвечал: «…Баскаковы слободы грабил и в том прав я, не человека я обидел, но зверя…И какой мне укор есть всем укор от Бога ли, от людей ли – язычных кровопийцев побивать?...»
КОММ. Уникальность сей истории в том мы можем видеть, что князь Липецкий никем не был наказан и умер свой смертью, находясь «под боком» у двух «свирепых татарских ханов». Какую индульгенцию имел столь гордый, но столь мизерный по масштабу земли своей повелитель? Наш ответ находится выше по тексту: эта независимость и храбрость - в статусе ЗЕМЛИ ЧЕРВОНОЯРСКОЙ, в границы которой входит Липецк /ЯУЧИ - крупнейшая станция/крепость торгового пути «Хорыс Юлы». А если вспомнить хронику 50-летней давности(для баскачества) – в непобедимости булгаро-казачьего «Тихого» Дона пред самой сильной армией тех времён – чингизидской, то станет совсем понятной причина тому , что баскак Ахмат вместо привычной «татарской» экзекуции прислал в Яучи/Липецк посла на примирение.
21. МАМАЕВО ПОЛОВЕЦКО-КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО. 1360 – 1383гг.МАМАЕВЫ ЛУГА. Из краеведения Херсонской области: Курган Мамаева Могила (Мамай-гора) [TR/8622] Ну, не такая уж она н высокая, однако в запорожском степном крае, пожалуй, не найдешь более знаменитой возвышенности, чем Мамаева Могила, или Мамай-гора в Великой Знаменке . В XVIII веке писал о татарских городах в устьях Конки, Янчекрака, Карачекрака и Маячки (Васильевский район Запорожской области) князь Мышецкий. Он же упоминал и город Мамай на речке Мамай-Сурке, построенный ханом Мамаем. Эта речка и рядом с ней - курган Мамай-гора находятся в Каменско-Днепровском районе. Местные жители еще в XIX веке рассказывали предания о Мамае и связывали с ними средневековые городища.Выходит, совсем не Диким полем был наш край во времена татарского владычества. Здесь жили те же народы, что и до завоевания - половцы, славяне, аланы. Да, народа с названием «половцы» сейчас нет. Но зато есть крымские татары, язык которых не имеет ничего общего с тем, на котором говорили татары-завоеватели в XIII веке. Этот народ говорит на половецком языке. На землях, где еще в XIX веке жили татары, многие реки до сих пор сохраняют половецкие названия (как, например, Кушугум, Карачекрак, Утлюг, Токмак в Запорожской области). И еще не так давно на курганах стояли тысячи каменных баб - портретов уважаемых половецких предков. Могло ли случиться такое, если бы население наших степей поменялось после татарского нашествия? Конечно, нет. О том же, что произошло на самом деле, повествует средневековый арабский историк Ал-Омари: "Встарину Золотая Орда (татарское государство) была землей половцев, но когда ею завладели татары, то половцы сделались их подданными. Затем татары и половцы смешались и породнились. И половецкая земля взяла верх над природными и расовыми качествами татар. И все они стали совсем как половцы, — как будто они одного с половцами рода".
Столица Мамая на Днепре.В 1346-47 годах всю Евразию поразила ужасная эпидемия чумы — Черная Смерть. Население многих стран сократилось на треть или наполовину. Некоторые города вымирали полностью. Природные катаклизмы: саранча и сушь, сменяемая морозами, породили неурожаи и страшный голод. А в 1357 году хан Джани-бек был убит своим сыном Бердибеком, и разгорелась смута - начало конца Золотой Орды.
В это время и вышел на сцену истории эмир (военачальник) Мамай. Местом своего пребывания он выбрал днепровский Великий Луг - подальше от беспокойной ордынской столицы – города Сарай-Берке на Волге. С днепровских берегов Мамай целых 20 лет [1360-1380] фактически правил государством, пока на престоле Орды сменилось аж 25 «карманных» ханов. Сам Мамай к ханскому роду не принадлежал и поэтому, как ни всесилен он был, ханского титула принять не мог. Но все же остался ханом в памяти крымских татар.
Кто знает, каких высот достиг бы еще эмир, если бы в 1380 году не пожелал привести к покорности московского князя, который за время смуты перестал платить дань... После поражения на Куликовом поле Мамай был разбит ханом Тохтамышем и бежал в Крым. Другой соперник Тохтамыша - эмир Тамерлан - в 1396 году направил в Орду свои полчища и учинил невиданный разгром. После этого Орда подняться уже не смогла. Руины испепеленных городов занеслись землей и заросли бурьяном...
Прошли века, и в 1953 году лопата археолога потревожила развалины одного из городов Мамаевых времен. За один сезон раскопок на песчаных кучугурах Великого Луга в Васильевском районе были открыты остатки мечети, бани, дворцового здания и жилищ простонародья. Чтобы нагляднее представить себе этот город, можно сравнить его с городом Западной Европы.
На Западе В XIV веке горожане с верхних этажей выливали помои и ночные горшки прямо на немощеные улицы и головы прохожих. Короли и князья в прямом смысле не подтирали зады и неделями не мылись, забивая смрадный запах тела целыми флаконами благовоний. В это самое время центральные улицы ордынских городов были замощены и обсажены деревьями, граждане регулярно посещали общественные бани, состоятельные люди жили в домах с водопроводом, местной канализацией и подпольным отоплением. И даже простолюдины спали на лежанках со специальными каналами для подогрева от печи...
Сколько таких городов было на Великом Лугу? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Потому что уже 50 лет, как Великий Луг превратился в запорожскую Атлантиду - вонючее, мутное и грязное Каховское водохранилище. А города, затопленные им, так и остались недоисследованными, хотя у археологов было время для работы. Продолжать раскопки не позволял штамп официальной идеологии: "Наши враги татары превратили степь в Дикое поле, а цивилизацию сюда принесла Российская империя".
/Олег ВЛАСОВ;газета «МИГ по выходным» 9 сентября 2005 г.стр 6-7. Взято с:
http://garrett.org.ua/index.php?topic=61.0\
22. КИСАНСКОЕ (РЕЗАНСКОЕ) КАЗАЧЕСТВО ИЗВЕСТНО ОТ 1373г.
Глава ОК.7 выдала по этому разделу немало интереснейшей информации, но – которая не выходит за границы местного краеведения; о ней мало кто сообщает в казаковедении 20/21 веков. Никто в Великой Казачьей России не знает, что
№22:Ре(я)занское казачество стало в 14 веке НОМЕРОМ ПЕРВЫМ казачеством Московской Руси, и оно былоУРУС-булгарского типа,
23.МОСКОВСКОЕ САРЫ-АЗМАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Московское казачество стало 7 лет спустя (ВТОРЫМ НОМЕРОМ), и оно - РОС-литовского типа.
В классике, незаметно для русского любителя истории, просачиваются сообщения об усиленном выдавливании из Московской Руси сары-азманов, каковые, уходя на Вольный Дон, становятся атаманами – организаторами казачьей государственности.
С другой стороны, сары- азманы – это военная прослойка Балтийской РОСсии, которая состояла из трёх крупных частей:
1. ГАРДАРИК – Норманнская РОСсия
2. ЛИТОВСКАЯ РОСсия (после 12 века).
3. НОВГОРОДЧИНА.
Все эти области – при полиэтническом населении, включавшем: норманно-РУСов, кар/чудь-РУСов, варяго(руго)-РУСов, идель-УРУСов – цементировали РОСомо(а)ны/ наследники азиатской Древнейшей РОСсии. Их количество здесь невелико, но они погружены в названный выше этнический слой сары-асманов – европейских переселенцев от -2/-1 килолетий (Фатьяновская археокультура). В них арья-триумвират АС+САКА+САРМАТАЛЛЫ геноТипы располагаются по возрастанию численности, а в росомонах,(наоборот, по убыванию, поскольку так распорядилась пан-европейская архео-культура КШК/КБТ). Малочисленность Асов – не беда, их идеологическая (жреческая) и организационная(авторитетная)роль хорошо известна по всей ПланетеЗемля;в Балканской России арья-триумвират именовался одРОСы+скифы+ Асты, и именно Асты сумели поднять Балканы на освобождение от кельто-галльского нашествия в конце -1 килолетия. Если сопоставлять горно-долинное бытие арья-наследников со степным их бытием, то в последней(выше) Балканской тройке одросы – это государство, скифы –это казачество этого государства, асты =атаманство/ казачества.
Аналогичная «святая троица» просматривается в Балтийской РОСсии: сары-азманы – народ , росомоны=казачество, атаманы должны бы называться «Асты». ПОРАЗИТЕЛЬНО: литовский «князь» – командир литовского(артанского) полка, решивший исход Куликовской битвы, носил имя ОСТЕЙ Ольгердович.(Изменение «а» на «о» есть хорошо известно «о-кание» волжских народов).
Нет комментариев