нормативное закрепление «Единого информационного пространства процессов государственного управления»
4 августа 2025 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1170 утверждены масштабные изменения в правовое регулирование ИТ-инфраструктуры государственного управления.
Центральным элементом этих изменений стало формирование и нормативное закрепление информационной системы «Единое информационное пространство процессов государственного управления» (далее — ЕИП ПГУ), призванной обеспечить сквозное, технологически согласованное взаимодействие органов государственной власти в электронной форме.
Данная статья анализирует ключевые правовые и организационные аспекты новой системы, ее место в действующей нормативной архитектуре, а также потенциальные риски и перспективы с точки зрения публичного управления и административной цифровизации.
Правовая природа и структура ЕИП ПГУ
ЕИП ПГУ представляет собой комплексную государственную информационную систему, объединяющую в себе ранее разрозненные элементы инфраструктуры электронного документооборота, управления поручениями и взаимодействия в сфере нормотворчества.
Она официально пришла на смену «системе обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота», соответствующие упоминания которой исключены из правовых актов (в том числе из Постановлений № 1264, № 172, № 198 и др.).
На уровне постановлений и положений утверждены следующие ключевые подсистемы ЕИП ПГУ:
• подсистема облачного сегмента электронного документооборота;
• ГИС «Типовое облачное решение СЭД»;
• ГИС «Платформа "Центр хранения электронных документов"»;
• ГИС «Национальная единая среда взаимодействия участников нормотворческого процесса» (ГИС «Нормотворчество»).
Таким образом, ЕИП ПГУ выступает единым цифровым каркасом для автоматизации процессов подготовки, согласования, исполнения и хранения документов и поручений, а также интеграции в процесс нормотворческой деятельности.
Функциональные особенности: от документооборота к управлению
Значимым изменением стало не только объединение систем, но и смена парадигмы — от «электронного документооборота» к «обеспечению процессов государственного управления».
В новых редакциях нормативных актов терминология последовательно переориентирована с делопроизводства на управление.
Так, пункт 4 Положения о системе теперь включает функции по автоматизации процессов комплектования и хранения электронных архивных документов, а также формирование единой среды для подготовки проектов нормативных правовых актов, отзывов и поправок.
При этом существенно расширена компетенция участников системы, включая возможность:
• утверждения типовых регламентов электронного взаимодействия;
• установления форматов цифровых документов;
• формирования требований к защите информации.
Особого внимания заслуживает введение самостоятельного финансирования внедрения подсистем облачного сегмента электронного документооборота органами власти за счёт собственных бюджетных ассигнований, что закреплено в новом пункте 251 Положения.
Публично-правовые последствия консолидации инфраструктуры
Нормативное закрепление ЕИП ПГУ как централизованной инфраструктуры открывает новые возможности для стандартизации документооборота, устранения дублирующих сервисов и сокращения издержек.
Однако при этом формируются и новые вызовы правового характера:
1. Риски централизации — повышение зависимости органов власти от решений Минцифры РФ как оператора и координатора системы.
2. Противоречия с ведомственными СЭД — возможны конфликты стандартов и технической реализации.
3. Информационная безопасность — требования к защите данных внутри единой системы требуют оперативной адаптации под угрозы и законодательства (включая ФЗ-152, ФЗ-149, ФЗ-187 и др.).
4. Правовая определенность цифровых документов — необходима актуализация подходов к юридической силе электронных документов, в том числе архивных.
Постановление № 1170 знаменует собой один из ключевых этапов формирования цифровой архитектуры публичного управления в России.
Юридическое оформление ЕИП ПГУ как интеграционной платформы задаёт основу для перехода от фрагментарных решений к системному управлению информационными потоками в государственном аппарате.
Для юридического сообщества важно продолжать экспертное сопровождение этого процесса, участвовать в разработке подзаконных актов, регламентов и методик, обеспечивая баланс между эффективностью цифровых решений и соблюдением конституционных гарантий в сфере управления, доступа к информации и персональных данных.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев