Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся средней школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Проблема
трудности в обучении детей с ЗПР стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем
временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть поврежденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные
контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным возможностям. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях:
- в трудностях усвоения ребенком школьной программы;в эмоционально-личностных
- проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).
Рассмотрим особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Внимание. При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 5-му классу. У одной группы детей работоспособность обнаруживается в начале
выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная
работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов. На математике важен объем внимания, русский язык связан с точностью распределения внимания, чтение – устойчивость внимания.
Приемы развития внимания: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, организация самого планирования, самопроверки – обязательный этап работы на уроке, также озвучивание учеником своей деятельности.
Память. Исследования памяти детей с ЗПР показали, что у них в сравнении со здоровыми детьми наблюдается более длительный период приема и переработки сенсорной информации. Было выявлено
снижение объема долговременной и кратковременной памяти у детей с ЗПР, а также недоразвитие произвольного и непроизвольного запоминания. У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение использовать приемы запоминания. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц,
схем, многократное повторение материала и распределение его на части,
рациональный объем запоминаемой информации, эмоциональное богатство передаваемого материала.
Восприятие. Для ЗПР характерно недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на
развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, например, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв, страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении
отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка.
Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве – вправо- и влево-ориентации.
Речь. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных
и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована
лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием, замена или пропуск предлога), дефекты артикуляционного аппарата.
У здоровых детей развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста. У детей с ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети не чувствуют норм языка, неологизмы.
Мышление. У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее упражнение. Наглядно-образное
мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства не развито.
В зависимости от особенности и развитии мышления детей с ЗПР можно разделить на 3 группы:
1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
3. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.
Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек линией не отрывая руки. «Четвертый лишний» - развитие логического мышления.
Выделяют основные технологические требования для формирования
индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности детей с ЗПР:
- общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом;
- развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний;
- использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций;
- целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания, формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
Мотивационно – потребностная сфера. Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования
положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор. Создавать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, новизну, формирование оптимистического настроения.
Так как ЗПР имеет разную степень выраженности, не все дети, имеющие это нарушение, нуждаются в специально-организованных условиях воспитания и обучения. Однако и в этом случае необходимо уделить внимание специфическим образовательным потребностям ребенка.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7