Посылал Тихонова,
бил женщину в лицо, феерил на Суперсерии
«СЭ» продолжает цикл материалов — «звезды, которые ушли слишком рано». Мы рассказываем о выдающихся хоккеистах, которые многого добились по ходу игровой карьере, но чья жизнь, к сожалению, продлилась не так долго.
В очередном материале — история олимпийского чемпиона, нападающего Бориса Александрова.
Борис Александров
Родился 13 ноября 1955 года в Усть-Каменогорске.
Нападающий, воспитанник усть-каменогорского «Торпедо».
Выступал за «Торпедо» У-К (1971-73, 1982-89, 1994-96),
ЦСКА (1973-79),
СКА МВО (1979-80)
«Спартак» (1979-82),
«Милан» (1989-90).
Трехкратный чемпион СССР (1975, 1977, 1978),
олимпийский чемпион (1976).
Работал главным тренером усть-каменогорского «Торпедо» и сборной Казахстана (1995-2002).
Погиб в автокатастрофе 31 июля 2002 года.
Шокирующая история
Год назад во время чемпионата мира, проходившем в Словакии, в Зал славы ИИХФ был включен в категорию «основатели» как представитель Казахстана знаменитый форвард сборной СССР Борис Александров. Фигура незаурядная и одновременно драматичная. Список его заслуг как игрока и тренера приличный, но добиться со своими способностями он мог большего. Хотя титул олимпийского чемпиона и три чемпионства в 1970-е в составе ЦСКА для многих оставались лишь мечтой.
Помешал раскрыть себя по максимуму вспыльчивый характер. Александров не признавал авторитетов, лез напролом и делал все, как считал для себя нужным, не обращая внимания на окружающих. Для хоккеиста быть эгоистом не зазорно — нельзя все время рассчитывать на других даже в командном виде спорта. Однако уроженец Усть-Каменогорска тянул одеяло на себя вместе с кроватью. Появись он на свет лет на 30 позже, то со своим вспыльчивым характером периодически появлялся бы в скандальных новостях на телевидении, обложках таблоидов и соответствующих сайтах. Возможно, даже составил компанию персонам типа Кокорина и Мамаева с поправкой на более высокий уровень таланта.
Чего стоит только одна история, приводящая в шоковое состояние даже в нынешнее время, когда мало чем можно удивить. Летом 1977 года Александров, возвращаясь навеселе после посиделок в гостях, стал виновником мерзкого проишествия. Не желая ждать в очереди на остановке такси, хоккеист нагло запрыгнул в первый свободный автомобиль. Его оттуда попыталась вытащить 55-летняя женщина. В ответ Александров ударил ее кулаком в лицо. Собравшиеся вокруг люди едва не устроили над потерявшим берега спортсменом самосуд. Ситуацию утихомирил подоспевший наряд милиции. На игрока было заведено дело — ему светило небо в клетку сроком до трех лет.
Отмазало виновника руководство ЦСКА. Пострадавшая дама в итоге забрала заявление. Это только самый вопиющий пример безрассудного поведения хоккеиста, ставший известным общественности. Александров вел себя словно современная поп-звезда. Например, был женат на дочери известнейшего советского киноактера Николая Крючкова Эльвире. Брак, несмотря на рождении дочери, завершился разводом. Одно время нападающий куролесил по полной программе, о чем впоследствии глубоко сожалел.
— Да — канадцы, да — Олимпиада, да — четырехкратный чемпион в Союзе,
да — кавалер, да — пол-листа в «Нью-Йорк Таймс», — приводил слова Александрова про его карьеру сайт sports.kz . — Есть о чем вспомнить.
Чего же я чаще думаю о том, что не удалось, о чем жалею? Успокаиваю сам себя, а никак не успокою! Если бы я только понимал тогда, что Тихонов имеет моральное право требовать: хоккею — или все, или ничего! Полное моральное право — он сам отдает хоккею все. И у ребят — то же право. А я отругивался: отругнусь — отстанут, вроде и победил. Если б я теперь понимал хотя бы, как остановить дураков, тем же путем идущих?! Дураки, дураки... Я говорю им: посмотрите на меня! Эх, сегодняшнюю бы голову да на те, на молодые плечи.
Из Устинки в ЦСКА
Мудрость, как правило, приходит с возрастом. Александров, тренировавший после окончания карьеры игрока родное «Торпедо» и сборную Казахстана, выведя ее в восьмерку сильнейших на Олимпиаде-1998, по отзывам очевидцев, был мужиком интересным, живым, оптимистичным. Юношеские спесь и самомнение остались в далеком прошлом. Однако, когда тебе всего 17 лет, ты вырос на улицах захолустной Устинки в семье фронтовика-инвалида, проводил свободное время на ледовой коробке и занимался боксом, то за шанс выбиться в люди со своим ростом (тут найденные данные расходятся от 168 до 175 сантиметров), очутившись в ЦСКА, надо цепляться зубами и всеми возможными способами.
Талантливого мальчишку заприметил играющий тренер армейцев Анатолий Фирсов, когда команда приехала в Усть-Каменогорск на пару товарищеских матчей. Потом уже уговаривать родителей отпустить сына в Москву специально приезжал знаменитый Константин Локтев, ближайший помощник самого Анатолия Тарасова. Летом 1973 года журналист Леонид Трахтенберг, крепко друживший с Харламовым, стал свидетелем одной из первых тренировок юниора в составе ЦСКА.
— Когда же Александров появился на льду рядом с Викуловым и Жлуктовым, заменив в тройке опытного Трунова, и бесстрашно рванулся с шайбой по левому флангу к воротам соперника, я невольно закрыл глаза, чтобы не видеть, как могучий защитник, выражаясь языком хоккеистов, «размажет» юное дарование по борту, — вспоминал он в статье, вышедшей в «СЭ» в 2002 году. — А когда в следующую секунду открыл их, то увидел такую картину: защитник-Гулливер беспомощно распластался на площадке, а малыш по кратчайшему пути, срезая угол, мчится на всех парах к воротам, не обращая внимания на то, что на его пути, словно из-подо льда, вырос еще один хоккейный рыцарь. Как тут же выяснилось, рыцарь печального образа.
Юный Александров не дал спуску заслуженным ветеранам, залезая им под кожу даже на тренировках и завоевывая себе место под солнцем. Колючий форвард шел на конфликт и был всегда готов постоять за себя. Он быстро получил от партнера по команде Мишакова прозвище Кассиус Клей — так звали до принятия мусульманства боксера, вошедшего в историю как Мохаммед Али. На каком-то турнире в 1973 году Александров кого-то из соперников отправил
в нокаут, поэтому и приобрел знаковую кличку.
Герой Суперсерии
Дерзкий нападающий отличился и во время клубной суперсерии-1975/76:
20-летний игрок смело бросался на заметно превосходивших его в габаритах защитника «Бостона» Парка и нападающего «Монреаля» Маховлича. В тех матчах Александров запомнился не только смелостью и напором, но и заброшенными шайбами и результативными передачами. Именно его гол помог ЦСКА уйти от поражения в считающимся самым знаковым на клубном уровне матче в истории хоккея с «Монреалем» (3:3) 31 декабря 1975 года.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев