Ранее за поиск и потребление контента в России не штрафовали — только за создание.
Депутаты предложили дополнить кодекс об административных правонарушениях статьёй 13.53: «Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен».
Согласно статье, за поиск в сети экстремистских материалов, включённых в федеральный реестр, граждан могут наказать штрафом от 3 до 5 тысяч рублей. Под запрет поиска попадут 5473 материала — от книг и песен до мемов: например, трек «Колумбайн» Славы КПСС и Замая, песня Руслана Чёрного «Ну че ты, мусор», фильм «Россия 88», 20 песен Тимура Муцураева, книги Генриха Гиммлера и других нацистских вождей, а также националистические украинские песни.
Закон предусматривает ответственность за поиск материалов, внесённых в федеральный список экстремистских материалов Минюста. То есть не всех картинок, которые покажутся товарищу майору неправильными, а только тех, что внесены в список. Беда в том, что в этом списке нет самих картинок или музыки как примера — есть только их текстовое описание. И это даёт некую свободу правоприменителю.
— адвокат Дмитрий Джулай
Кроме того, штрафы введут за рекламу VPN-сервисов: для граждан — от 50 тысяч до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч рублей, а для юрлиц — от 200 тысяч до полумиллиона рублей.
Нарушения будут выявлять через владельцев поисковых систем, операторов связи и администраторов общедоступных Wi-Fi точек — например, в отелях или метро. Российские поисковики, соцсети и приложения обязаны сотрудничать с силовиками и предоставлять информацию в соответствии с законом. При этом, по мнению адвоката Евгения Гибадуллина, необходимо будет доказать, что пользователь умышленно искал экстремистскую информацию:
Что касается информации о посещении страниц на которых содержатся запрещенные материалы и которую могут предоставить операторы связи и интернет-провайдеры, то она сама по себе не указывает на нарушение, поскольку не свидетельствует об умышленном поиске заведомо экстремистских материалов. Ведь человек всегда может сослаться на то, что ему в сообщении пришла неизвестная ссылка, он перешел по ней и совершенно случайно попал на этот тот или иной сайт.
При этом формулировки закона не предполагают преследования за поиск не попавших в реестр материалов, созданных организациями, которые российские власти считают экстремистскими.
Штрафовать будут именно за поиск запрещённых материалов, а не просто за то, что вы зашли в Инстаграм* или Фейсбук*.— адвокат Дмитрий Джулай
В Госдуме заявили, что законопроект о штрафах за поиск экстремистской информации не приведёт к проверке телефонов на улицах. По словам авторов документа, «какие-то новые рычаги правоохранителям он не даёт».
Поправки о введении ответственности за поиск в интернете «заведомо экстремистских материалов» поддержал комитет Госдумы по госстроительству. Как отмечают юристы, это первый случай криминализации потребления информации в России, до этого наказание предусматривалось лишь для создателей контента.
Один из авторов законопроекта, зампред думского комитета по безопасности Эрнест Валеев заявил , что это «установление ответственности за нарушение правил, а сами правила уже есть», но полиция не начнёт останавливать людей на улице, чтобы проверить их телефон.
«Чтобы остановить гражданина на улице и что-то начать у него проверять, у того, кто это затевает, должны быть полномочия. Мы в этой части законодательство не меняем никакое: ни закон о полиции, ни закон о Федеральной службе безопасности. Поэтому остановить и что-то начать проверять в связи с этим [законопроектом] никто не может.
Здесь речь идёт об обязанности операторов сообщать правоохранительным органам определённые сведения, когда кто-то пытается получить доступ к информационным ресурсам. Такая обязанность операторов уже зафиксирована, она есть в законодательстве. Как экстремистские материалы попадают в реестр и что к ним доступ запрещён – тоже уже закреплено действующим законодательством. Это установление ответственности за нарушение правил, а сами правила уже есть, ничего в этой части не добавляем, просто за нарушение этих правил устанавливается штраф. Какие-то новые рычаги правоохранителям не даёт этот законопроект».
Валеев отметил, что никакой случайности с поиском экстремистских материалов быть не может, поэтому введение наказания абсолютно оправдано.
«Если человек умышленно ищет такие материалы, вряд ли он может сослаться на неграмотность. Я не знаю таких людей. Есть реестр федеральный, он открытый, в него включаются экстремистские материалы. Если кто-то начинает искать эти материалы, он должен посмотреть, что он ищет. Если он ищет экстремистские материалы, его накажут, потому что по неосторожности искать экстремистские материалы невозможно. Раз есть правила, установленные государством, за нарушение этих правил должна быть ответственность. Очень простая схема».
Екатерина Мизулина раскритиковала законопроект, запрещающий поиск в интернете экстремистских материалов. По ее словам, в случае его принятия 30% деятельности Лиги безопасного интернета будет парализовано. Кроме того, по мнению Мизулиной, под штрафы могут попасть и сотрудники МВД, занимающиеся профилактикой экстремизма, и «бдительные россияне», наткнувшиеся в соцсетях на материалы и группы экстремистской направленности.
«Получается, что Лига безопасного интернета не сможет передавать в МВД данные об экстремистских сообществах... Это примерно 30% нашей деятельности. Мы действительно целенаправленно мониторим такой контент».
Законопроект внесли ещё в октябре 2024 года. Рассмотрение во втором чтении планируется 17 июля.
*принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
*принадлежит Meta, ее деятельность запрещена в РФ