Здравствуйте, дорогие читатели!
Итак, что же нужно делать мастеру для того, чтобы понравиться клиенту или, образно говоря, чтобы «влюбить» в себя клиента.
1. Используйте эффект близости
В предыдущей статье я писала о том, что люди склонны оценивать позитивно тех, кто часто находится в поле зрения. Поэтому чем чаще клиент пользуется вашими услугами и чем дольше длятся ваши профессиональные отношения, тем больше симпатии у клиента к вам. Этим объясняется факт привыкания к постоянному мастеру и нежелание большинства клиентов менять его на нового. Пословицу помните: «Старый друг лучше новых двух»? Из всего этого можно сделать вывод, что мастер должен строить отношения с клиентом таким образом, чтобы клиент его не забывал.
Для этого иногда перезванивайте клиенту и ненавязчиво узнавайте о том, легко ли ему ухаживать за новой стрижкой, давайте нужные рекомендации. Поддерживайте связь с клиентом через социальные сети или через электронную почту, обязательно поздравляйте его с праздниками, делитесь интересной и полезной информацией, например, о способах ухода за волосами, не забывайте предлагать новые услуги (не превращаясь при этом в рекламную газету), напоминайте о том, что пора освежить или подстричь кончики волос. Людям приятна забота. Таким образом, вы создадите эффект постоянного своего присутствия в жизни клиента, что, безусловно, скажется на укреплении симпатии к вам. Только не перестарайтесь, пожалуйста, излишняя навязчивость способна напрягать людей и даже отталкивать.
2. Находите или создавайте сходство
Учитывая второй фактор аттракции, необходимо стараться находить как можно больше возможностей быть более похожим на клиента. Т.е. надо найти какое-то сходство между собой и клиентом и затем сделать так, чтобы он это сходство заметил. Просто обронив фразу, что у вас такой же активный ребенок (такая же непослушная собака, такой же забывчивый муж, вы отдыхали на том же курорте и т.д.) вы заставите клиента почувствовать симпатию к вам.
Кроме этого, действенный способ вызвать симпатию, это отзеркаливание. Этот способ помогает формировать аттракцию на уровне подсознания. Психологи рекомендуют отзеркаливать дыхание человека, подстроившись под глубину, темп и ритм его дыхания, повторять позы, жесты и действия человека, делая это ненавязчиво. Но отзеркаливанию дыхания нужно тренироваться, а что касается позы и жестов, то парикмахеру это не подходит (клиент сидит, вы стоите, клиент жестикулирует, а у вас ножницы в руках :).
Поэтому легче сделать подстройку при помощи голоса. Итак, по каким же характеристикам голоса нужно подстраиваться?
- Громкость. Вы слушаете, как клиент разговаривает: громко или тихо. И в зависимости от этого начинаете говорить так же. Если человек говорит тихим голосом, говорите тихо, но если он орет – то орать не надо, следует сделать свой голос чуть громче.
- Скорость речи. Нужно уловить скорость речи клиента, т.е. определить быстро он разговаривает или медленно. Если речь клиента быстрая, то и вам следует немного ускориться, а если – медленная, то замедлить свою речь.
- Высота голоса. Определяете высоким или низким голосом говорит клиент, и немного отрегулируйте высоту своего голоса.
Во всех случаях не следует копировать характеристики голоса клиента или диаметрально менять какую-то свою характеристику.
Это будет противоестественно и ни к чему хорошему не приведет. Надо лишь слегка приблизить характеристики своего голоса к характеристикам голоса клиента. Я думаю, суть вы уловили.
3. Демонстрируйте свою симпатию клиенту
Всегда помните о том, что мы нравимся тем, кто нравятся нам. Если вы хотите нравиться клиенту, демонстрируйте ему вашу симпатию. Каким образом? Всегда будьте дружелюбным, искренне улыбайтесь клиенту, показывайте, что вы ему рады. Чаще используйте в общении добрые слова в адрес клиента, восхищайтесь его успехами, хвалите его достоинства, говорите комплименты.
«Комплименты — это слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека, при произнесении которых срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте», — пишет Г.Г. Камардина, автор учебного пособия «Психологические трудности общения: основы психотехнологии».
Она также пишет о том, что в общении с людьми необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при этом простые правила:
- комплимент должен отражать только положительные качества без двойственного смысла, когда качество можно оценивать и как положительное, и как отрицательное;
- отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение;
- нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться;
- комплимент не должен давать рекомендаций и поучать;
к комплименту нельзя делать добавок, которые превращают его в «ложку дегтя».
К этому можно еще добавить пожелание о том, чтобы ваш комплимент не был бы слишком банальным.
Умению говорить комплименты нужно учиться. Можете поупражняться письменно. Для этого представьте себе вашего конкретного клиента и напишите с десяток комплиментов в соответствии с вышеизложенными правилами. Во время визита этого клиента, вспомните наиболее удачные из написанных комплиментов и подарите их клиенту.
4. Следите за собой и будьте привлекательны
«Для того, чтобы нравится клиентам, необходимо иметь привлекательную внешность», — писала я в предыдущей статье. Но учить вас — специалистов сферы красоты – тому, как выглядеть привлекательно я не буду. Вы это должны лучше меня знать.
Но я перечислю внешние особенности, способные навсегда оттолкнуть клиента от мастера. Казалось бы, это банальные вещи, но, тем не менее, они иногда встречаются:
- постоянное жевание жевательной резинки;
- курение на крыльце салона;
- употребление пищи в зале;
- неприятные запахи (тела, изо рта и пр.);
- неухоженные ногти, волосы, лицо, поврежденные зубы
- неопрятная одежда.
Анекдот в тему: «- Парикмахер! Почему у вас такие грязные руки?
- Я еще сегодня никому не мыл голову…». Уверена, что это не про вас :).
5. Давайте клиентам социальные вознаграждения
В соответствии с теорией социального обмена, если парикмахер хочет понравиться своему клиенту, он должен давать ему определенные социальные вознаграждения. Я уже писала об улыбке и комплиментах, которые можно рассматривать как элементы социального вознаграждения. Также я писала о необходимости давать рекомендации по уходу за волосами и о полезной профессиональной информации, которой мастер может вознаграждать клиентов.
Могу добавить, что в качестве прекрасного социального вознаграждения для клиента можно использовать ваше умение слушать и сочувствовать. Кто-то из великих сказал: «Все любят говорить, никто не любит слушать». Выслушайте своего клиента, и он будет вам благодарен. Но слушать тоже надо уметь. В интернете много материала, обучающего приемам правильного слушания . Также помните, что ключ к сердцу человека лежит через сочувствие. Поэтому поддерживайте своих клиентов, проявляйте сострадание, не будьте равнодушными и показывайте клиенту, что вам не все равно.
6. Ассоциируйтесь с положительными эмоциями
Для того, чтобы ассоциироваться у клиента с положительными эмоциями, общайтесь весело и непринужденно. Никогда не инициируйте проблемные темы для разговора (болезни, дороговизна, непослушные дети, мужики – сво или бабы-стервы). Всегда поднимайте темы праздника, красоты, путешествий, удивительных добрых историй, веселых приключений и пр. В таком случае, и ваш образ будет ассоциироваться с чем-то приятным и радостным.
Кроме того, хочется посоветовать вам использовать подтверждение значимости личности клиента путем использования технологии «Имя собственное».
Алгоритм этой психотехники предложен А.Ю. Панасюком в книге «Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии». Используя эту технологию, необходимо как можно чаще произносить имя клиента, ведь самый сладкий и самый важный звук для каждого человека – это звук его имени (Дейл Карнеги).
Эта технология работает таким образом. Когда произносится вслух имя (или имя и отчество) человека, с которым вы общаетесь, то тем самым вольно или невольно оказываете:
- внимание этой личности;
- внимание к данной личности — это и утверждение личности;
- подтверждение человеку того, что он — личность, это не может не вызвать у него чувства удовлетворения;
- чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями;
- человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции;
- если некто стремится к тому, кто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, то есть формирует аттракцию.
Подтверждая таким образом значимость личности клиента, вы всегда будете у него ассоциироваться с позитивными эмоциями.
Если у вас есть какие-то свои секреты на тему, как «влюбить» в себя клиента, и вы хотели бы ими поделиться, оставляйте их, пожалуйста, в комментариях к этой статье.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3