В ночь на 26 апреля 1986 года произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, радиоактивное облако накрыло десятки стран — ветер разнес его на огромную территорию.
26 апреля человечество вспоминает аварию на Чернобыльской АЭС — одну из наиболее известных техногенных катастроф в мире. Спустя 35 лет после взрыва в четвертом энергоблоке ЧАЭС ситуация в районе наибольшего радиационного поражения на территории современной Украины оставляет желать лучшего.
Несмотря на многочисленные проекты по борьбе с последствиями аварии в Чернобыле, в районе катастрофы до сих пор неспокойно. Помимо крупных лесных пожаров, в зоне отчуждения процветает мародерство, а наиболее предприимчивые граждане пытаются вывезти металл и древесину из Припяти за рубеж. И хотя экологическая обстановка в Чернобыле заметно улучшается, человеческий фактор все еще действует на территории.
Как это было...
26 апреля 1986 года в 01:23 на Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв, который полностью разрушил реактор станции и обрушил здание четвертого энергоблока. В результате взрыва случился выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода, цезия и стронция.
Последствия аварии оказались тяжелейшими в мировой истории: в течение первых трех месяцев из-за сильного облучения скончался 31 человек, еще 19 смертей с 1987 по 2004 год можно отнести к прямым последствиям катастрофы. Острую лучевую болезнь разной степени тяжести перенесли 134 человека из числа ликвидаторов аварии на ЧАЭС. 200 тысяч квадратных километров территории России, Украины и Белоруссии оказались под непосредственным воздействием радиации.
35 лет аварии в Чернобыле: что происходит в зоне отчуждения сегодня
После аварии правительство СССР создало вокруг разрушенной ЧАЭС 30-километровую зону отчуждения, куда попали сама станция, близлежащий атомоград Припять и около четырех десятков сел. Тем не менее спустя 35 лет после трагедии в зоне отчуждения вокруг ЧАЭС продолжается жизнь: в основном, согласно источникам, там проживают безземельные крестьяне и самоселы, которые заняли заброшенные дома в покинутых деревнях.
Новый саркофаг …
Ключевой проблемой зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС по-прежнему остается глубокое радиационное заражение территории, а также оставшееся радиоактивное топливо внутри самой станции.
С июля по ноябрь 1986 года на территории ЧАЭС был сооружен объект «Укрытие» — бетонный саркофаг высотой более 50 м с внешними размерами 200×200 м, накрывший разрушенный машинный зал четвертого энергоблока. Внутри «Укрытия» находится не менее 95% облученного ядерного топлива из разрушенного реактора (в том числе около 180 тонн урана-235), а также порядка 70 тыс. тонн радиоактивного металла, бетона и стекла.
35 лет аварии в Чернобыле: что происходит в зоне отчуждения сегодня
Установка «Укрытия» позволила прекратить постоянные выбросы радиоактивных элементов в атмосферу. Однако основным недостатком старого саркофага оставалась его негерметичность: к концу эксплуатации «Укрытия» общая площадь сквозных щелей достигала 1 тыс. квадратных метров.
В связи с этим в 1997 году на заседании стран G7 был принят план осуществления мероприятий на ЧАЭС для обеспечения экологической безопасности места катастрофы. В итоге после обсуждения был выбран проект строительства нового саркофага над «Укрытием», который получил название «Новый безопасный конфайнмент» (НБК, также в СМИ известен под другим названием — «Арка»), который был построен и введен в эксплуатацию в 2019 году при поддержке международных инвестиций под управлением Европейского банка реконструкции и развития.
… и старые проблемы
Вместе с постройкой нового саркофага у Украины прибавилось и проблем с его эксплуатацией. Планируется, что НБК будет сдерживать радиоактивные выбросы из ЧАЭС в течение 100 лет. За это время, в соответствии с общегосударственной программой Украины, должна быть проведена консервация реакторных установок и их последующая выдержка примерно до 2045 года, когда уровень радиации в реакторе снизится до приемлемого значения. После чего до 2065 года реакторные установки ЧАЭС в теории должны быть демонтированы, а территория полностью расчищена от радиоактивных отходов.
В реальности же вопрос дальнейших работ на территории ЧАЭС, а также эксплуатации нового саркофага сталкивается с проблемами недофинансирования. Номинально инвестиции Запада в проект НБК должны были закончиться в первый день эксплуатации объекта, после чего все расходы по работе нового саркофага возьмет на себя Киев. Однако проект до сих пор получает международные дотации, поскольку Украина не в состоянии содержать столь затратную конструкцию.
Кроме того, проект Нового безопасного конфайнмента неоднократно подвергался критике со стороны экспертов. В частности, бывший заместитель главного инженера по науке и ядерной безопасности ЧАЭС, один из ликвидаторов аварии Николай Карпан считал, что возведение саркофага не решит проблемы с защитой окружающей среды от радиоактивных выбросов, и предлагал иной способ — герметичной оболочки, снабженной технологическими линиями и механизмами для разборки старого саркофага.
«Конфайнмент — это зонтик, защищающий от дождя и ветра, это негерметичное сооружение, которое не решает задачи обеспечения радиационной безопасности», — пояснял Карпан в 2013 году в интервью Deutsche Welle.
Остаются также проблемы с вывозом, утилизацией либо переработкой отработанного топлива, которое в данный момент находится в хранилище номер 1 в бассейнах выдержки. По оценкам экспертов, часть топлива неизменно попадает в почву — а вывозить его некуда: технологий переработки отработанного топлива не предусмотрено.
В настоящее время разрабатываются методы извлечения топлива из зоны отчуждения. Однако эксплуатационные расходы укрытия над ЧАЭС даже по предварительным оценкам специалистов составят не менее 60 млн. долларов США в год — и ни на вывоз радиоактивных материалов, ни на демонтаж поврежденных конструкций старого саркофага, ни тем более на эксплуатацию новой «Арки» у Украины нет денег.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев