— Почему традиционная кукла не имеет лица?
— Это классика. В старину считалось, что как только кукле вышивают или рисуют глаза, она оживает окончательно и может сглазить своего хозяина. Кукла имеет охранное, обережное значение. Воображение ребенка самостоятельно нарисует близкий ему образ. Раньше считалось, что чистое полотно — это новый мир, и у куклы без лица тоже своего рода новый, чистый, нейтральный мир, который защищает ребенка. Сейчас эта традиция уже потеряна. Я иногда вышиваю куклам лица, но считаю, что это не мой конек. Есть художники, у которых свой стиль лица. Когда мастер нашел свое лицо для куклы — это здорово. Но оно не должно отвлекать от общего образа, ведь лицом можно испортить куклу. А так как я пока не нашла лицо для куклы, то показываю костюм. Для меня важно, чтобы лицо еще и не закрывало этнографию, ведь через кукол детям передается традиционное воспитание.
— Говорят, куклы бывают для разных случаев жизни и каждая имеет свое значение…
— Это так. Если заглянуть в историю, то всегда были куклы обрядовые: на благополучную дорогу, на урожай, на похороны, на свадьбу. Потом эти куклы обязательно уничтожались, их приносили в жертву богам. Сейчас кукол жалко уничтожать, и обрядовые куклы превратились в сувенирные, они уже не несут той смысловой нагрузки. Сейчас люди не могут оценить куклу как цельный, самостоятельный образ. Я на фестивалях практически не продаю своих кукол, потому что мало кто их понимает — они ведь ни от чего не излечивают по-настоящему. Поэтому у меня покупают только коллекционеры и те, кто занимается на семинарах. Эти люди знают, что такие куклы неповторимы — каждая самобытна, имеет свой характер. Основной же массе людей, чтобы купить куклу, нужна еще какая-то сказка. Когда меня спрашивают, для какого случая ее брать, я всегда отвечаю: «Ни для какого. Бери да играй!»
— Традиционные куклы вообще востребованы?
— В магазинах такие куклы продать очень сложно, это не ходовой товар. У меня их обычно берут знакомые или покупают на семинарах в разных городах. Когда человек берет куклу от мастера, то это для него уже не игрушка, а своего рода образец, который может вдохновить на какие-то идеи. Например, вепсская кукла сделана в виде брошки, у нее руки-ноги — просто скрутка, закрепленная одной ниткой. Когда в Испании была выставка мастеров лоскутного шитья, то испанцы спонсировали именно мои работы, я тогда их за три минуты из заранее заготовленной ткани делала. У нас же иначе. На ярмарках можно наблюдать, как ребенок тянется к кукле, а мама говорит: «Ой, да я сама тебе таких кукол сделаю!». Естественно, не сделает.
— Как ведут себя родители и дети при покупке куклы?
— Бывает, самой маме хочется куклу, и она покупает ее, но ссылается на ребенка, будто оправдываясь. Хорошо, если ребенок сам хочет куклу, но часто он хочет не ту, что выбрала мама. У нас родители, к сожалению, не всегда умеют чувствовать интересы детей. А ведь ребенок — личность, и если у него душа легла к кукле, он с ней диалог установил, то он ей будет играть. Нужно понимать: ребенком «командуют» все, а он может «командовать» только куклой. Это его личное, и очень здорово, если у него есть любимая игрушка. Помню случай в Сергиевом Посаде на фестивале: дочка просит маму купить куклу, а мама начинает мучить ребенка вопросами: зачем тебе эта кукла, как ты будешь с ней играть? Так вырабатывается только отвращение к кукле.
— В каком возрасте вы сами начали профессионально «играть» в куклы?
— Я пришла к куклам уже в зрелом возрасте, в начале 90-х годов, когда работала в студии «Феникс», занималась росписью. До этого у меня была склонность к рисованию, работала на заводе художником-оформителем. Отец был творческим человеком, он передал мне это по наследству. По сути, куклы — это мое хобби, которое превратилось в профессию и занимает практически все свободное время. Я не просто занимаюсь изготовлением куклы, а изучаю ее историю, участвую в выставках.
— У вас есть любимые куклы?
— Да, они лежат в специальной коробочке, это одни из самых первых. Они уже очень старые, затертые. Многие мои куклы доработаны, потому что они не игровые, а выставочные. Они должны иметь объем, держаться вертикально.
— Что, на ваш взгляд, самое важное в изготовлении куклы?
— В изготовлении традиционной куклы очень важно обладать чувством цвета и пропорции. Когда пропорции не нарушены, кукла считывается отлично, то же касается и цвета. Когда я смотрю на старинные куклы, то отмечаю, что они простые, потому что в традиции кукол делали дети, у них было раскрепощенное мышление. Они не задумывались, как это будет, им не нужно было ни перед кем отчитываться. Они делали кукол для себя и для игры. Тряпочки подбирали по душе. Когда я даю мастер-классы, то прошу тщательно подбирать ткани и сохранять пропорции. Тогда и сказок про куклу не нужно будет сочинять — и так хороша.
Нет комментариев