Я пыталась понять, что это за стиль. Оказалось, это одно из направлений росписи Роземалинг, у которой множество ответвлений и вариаций.
Почему-то существует мнение, раз искусство народное, то оно как будто ничейное, безымянное. Но это совсем не так! У каждой росписи есть свои художники: конкретные люди с именем и фамилией. Именно благодаря им народное искусство развивается и обретает конкретные формы: новый цветок, новая птичка, новая композиция и пр. Поэтому нас не должно удивлять, что за вариациями в стиле Роземалинг стоят вполне определённые люди. Мне удалось найти истоки стиля росписи, которую я увидела на фото в Интернете. Далее привожу мой перевод статьи, ссылку на источник вы найдёте в конце перевода.
Возрождение Роземалинг в норвежско-американском сообществе часто приписывают Перу Лисну. Он родился 8 декабря 1880 года в Лэрдале, Согн, Норвегия. Его отец, Андерс Ольсен, был художником, чьи работы были отмечены на Парижской выставке в 1893 году, и именно у него Лисн научился Роземалингу.
Лисн иммигрировал в Стоутон, штат Висконсин, со своей женой в 1907 году, когда ему было 27 лет. Он работал на заводе по производству вагонов в Стоутоне маляром и декоратором вагонов, расписывая на них причудливые полосы и завитки. Когда фабрика закрылась во время Великой депрессии, Лисн взялся за кисти и занялся Роземалингом.
Роземалинг (роспись роз)
Норвежское народное искусство «Роземалинг» - это стиль декоративной росписи по дереву, в котором используются стилизованные цветочные орнаменты, завитки и геометрические элементы в виде плавных узоров, и восходит к началу 18 века в Норвегии. Первоначально рисунки были адаптированы из церковной резьбы, затем они превратились в несколько уникальных расписных стилей, названные в честь региона в Норвегии, где этот стиль развился. (Таким образом, в рамках стиля Роземалинг существует множество расписных направлений — прим. переводчика)
Роземалинг был искусством сельских жителей, и художники-самоучки путешествовали с места на место, расписывая дома. Предметы домашнего обихода и мебель расписывались красочными сюжетами, чтобы украсить темные дома во времена, когда еще не было электричества. К 1870 году вкусы изменились, и Розмалинг в Норвегии почти полностью исчез. Большая часть ранних работ Лисна состояла из ретуши выцветшей росписи Роземалинг на старых сундуках с приданым, которые были привезены из Норвегии предками друзей и соседей. В 1930-х годах о его творчестве узнала популярная пресса, к нему приезжали корреспонденты газет и журналов. В ноябрьском номере журнала Vogue за 1933 год несколько его произведений были представлены в статье "Десять дымоходов, дом в Висконсине театральной пары Альфреда Ланта и Линн Фонтанн". Публичность создала своевременную рекламу, которую Лисн использовал для расширения своего бизнеса в области народной живописи и украшения интерьера в регионе.
Где-то в 1930-х годах Пер Лисн разработал тарелку Роземалинг Сморгасборд, которая стала его визитной карточкой. Большие тарелки с норвежскими надписями ( обычно писали "Smorgaasbordet er nu dakket — Dar saa god") и ручной росписью с ярким цветочным орнаментом на белом фоне, фоне цвета слоновой кости, фоне кремового или светло-желтого дерева были его самыми популярными и успешными предметами. Он мог производить их в больших количествах и достаточно быстро. Тарелки можно было легко отправить по почте, открывая национальный рынок для его работ. Увеличивающаяся популярность изделий в конечном итоге привело к заказам от Marshall Fields в Чикаго и других торговых точек. Лисн нанял нескольких столяров Стоутона для изготовления тарелок и других изделий из дерева по его спецификациям.
К началу 1940-х годов его работы пользовались таким спросом, что посетителям его мастерской на заднем дворе говорили, что им придется ждать около года, чтобы получить тарелку с ромашкой.
Он редко давал уроки небольшому кругу избранных учеников. Его невестка, Луиза Лисн, была одной из таких учениц, начиная примерно с 1935 года. Она вспоминала, как Пер учил ее Роземалинг, держа ее руку в своей и направляя ее через штрихи.
Пер Лисн продолжал рисовать свои отличительные рисунки до своей смерти в 1947 году. Лисн смог адаптировать традиционную норвежскую роспись под реалии 20 века. Он сохранил традиции и вдохнул новую жизнь в Роземалинг. За его новаторское мастерство и успех в возрождении росписи Лисн получил прозвище " отец американского роземалинга".
В Историческом музее Стоутона есть выставка, посвященная творчеству г-на Лисна, а также множество прекрасных современных произведений художников Стоутона, включая Этель Квальхейм, в которых рассказывается об изменениях в методах роземалинга, узорах, цветах и красках на протяжении всей его эволюции.
Источник: https://stoughtonhistoricalsociety.org/index.php/component/content/?view=article&id=197&catid=2&Itemid=381
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1