В каталоге футуристической выставки «0,10» (ноль-десять), где в 1915 году и состоялась премьера картины, «Черный квадрат» назывался «Четырехугольником» — на этом настаивал сам Казимир Малевич. Строго говоря, из квадратного в «Черном квадрате» только сам холст размером 79,5 на 79,5 сантиметров, а у черной фигуры нет ни одного прямого угла. К тому же всякий, кто хоть раз останавливался напротив полотна в Третьяковской галерее, мог заметить, что со словом «черный» в названии тоже погорячились. Трещинки на красочном слое так и тянут заглянуть «Черному квадрату» в самое сердце: а что если художник всех обманул? Малевич и правда оказался выдумщиком. В 2015 году в Третьяковке выяснили, что под слоем черной краски действительно есть посторонние изображения — целых два! Сюрпризом стал и состав «черноты»: художник использовал жженую кость, темно-зеленый пигмент и даже мел. Поэтому «Черный квадрат» лишен блеска и глянца — только матовая, глубокая, всепоглощающая темнота.
Когда «Черный квадрат» стали исследовать с помощью рентгена, под слоем черной краски обнаружили еще и авторскую надпись. Специалисты расшифровали два слова из трех — «битва негров», но предположили, что на месте третьего прячется «ночью». В 1880-х французский писатель Альфонс Алле создал три картины: «Битва негров в пещере глубокой ночью», «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» и «Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору». Звучит сложно, но на деле это были черный, красный и белый прямоугольники. Француз Алле был шутником, черным юмористом и любителем абсурда. Его «негры», «помидоры» и «бледные девушки» были остроумной выходкой, не более. Малевич же был изобретателем, горячим теоретиком и далеко не глупым человеком. Он мечтал, что люди вырвутся из рамок, в которые их ставит собственный разум, и заговорят со своим подсознанием. Как рассуждал художник? Вот подходит человек к «Черному квадрату». Видит белый холст без рамы, черную фигуру посередине, читает название: «Черный квадрат»... Хм! Человек думает, что просто «черный квадрат» не может висеть в галерее. Значит, есть какой-то особенный смысл, надо только его найти. Человек думает, что картина напоминает темное окно. Что бесконечный космос, должно быть, такой же черный. Что... Стоп! ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. Все, круг размышлений о высоком замкнулся. А Малевичу только того и надо! Художник надеялся, что пока вы напрягаете мозг в поиске адекватных объяснений, у вашего подсознания есть шанс вырваться наружу. И показать вам такое, чего никто другой в этом «Черном квадрате» никогда не разглядит. Анастасия Постригай
#интересныефакты
Нет комментариев