Новогодние дни моего детства
Я родилась в поселке Душкино в простой сельской семье. Мой отец ПИПКО СТЕПАН АРХИПОВИЧ - ветеран Великой Отечественной войны, мать ВЕРА ПЕТРОВНА под стать ему - труженица тыла, за что оба имеют государственные награды. Они рано ушли из жизни, но насколько я помню их, они всегда были в делах и работе, поэтому мы, четверо их детей, были в основном предоставлены сами себе. Каждый из нас четко знал свои обязанности по дому и конечно самым долгожданным и загадочным для нас был новогодний праздник. Отец всегда приносил из леса живую елку, огромную, до самого потолка, устанавливал ее в большой комнате. А уж украсить ее - это была наша забота. Расскажу, как в послевоенное время мы готовились и отмечали Новый год.
В течение всего года мы готовились к встрече этого замечательного праздника.
Собирали фантики от конфет, чтобы потом обернуть скрученные листочки бумаги от старых книг и сделать муляж конфетки. Если удавалось приобрести два одинаковых фантика, менялись с девчонками. В наше время мы видели в основном конфетки без обертки. Это подушечки белые или пересыпанные какао, да леденцы. Позже появились шоколадные под названием «Мир», «Счастливое детство», затем помадки «Школьные» и «Примьера». Тетрадные листочки раскрашивали цветными карандашами (их в пачке было 6 цветов), за тем из них делали елочную цепочку или флажки. На флажках химическим карандашом огромными буквами делали надпись «С НОВЫМ ГОДОМ!». Из тетрадного листка мастерили лодочки, различные корзинки, птичек. Только к новогоднему празднику привозили в магазин яблоки и мандарины. Ими тоже украшали елку. До сих пор запах мандарин мне напоминает Новый год из детства.
Сами себе готовили маскарадные новогодние костюмы. Мальчишки выворачивали на изнанку какую- либо одежонку, одевали ее. С помощью ножа выстрагивали себе подобие сабли или пистолета. Из картона вырезали очки или уши какого - либо зверя. А девчонки в основном все хотели быть принцессами или снежинками. Шили платья из марли, а чтобы оно было пышным, его крахмалили. Тогда крахмал в магазинах не продавали, а может быть где - то в городах и продавали, так это было для нас очень дорого. Да и съездить в город тоже было проблемно, так как транспорт не ходил. Поэтому его мы производили сами. Отец сделал терочку, на ней мы терли картошку, затем заливали все водой, перемешивали содержимое, отжимали жмых. После того как вода отстоится, крахмал оседал на дне емкости. Вот тогда - то сливали воду, сушили полученный продукт и варили кисели.
Большое значение в таком наряде снежинки имела корона. Ее мы вырезали из картона, сверху накладывали фольгу из под чая, а затем украшали, у кого как срабатывала фантазия. В центре, конечно, пришивалась звездочка, раскрашенная красным карандашом. По остальному полю короны пришивали пуговицы. Но дело в том, что тогда они были либо черного цвета, либо белого. Черные не пришьешь, а белые сливались с общим фоном и как – то не смотрелись. А вот если посчастливится и мы где- либо достанем солдатские пуговицы разных размеров, затем начистим их золой и пришьем, - вот такая корона считалась самой лучшей короной по тем временам!
Если в семье не было пуговиц, пришивали пучочки ваты. Но найти белую вату тоже было проблемно. Однажды, когда мне понадобилась для елки белая вата, я долго искала выход из создавшегося положения. Из матраса не могла достать, так как они тогда набивались сеном. И тогда я догадалась извлечь ее из ватной телогрейки. Тогда такие куртки называли фуфайками. Когда родителей не было дома, разрезала подклад, а там оказалась серая вата. Она мене не подошла. Пришлось быстренько зашить разрез, чтобы не заметили родители.
О беленьких туфельках мы после войны даже не слышали. Поэтому решали эту проблему таким образом. Обшивали ботинки куском белой ткани - вот и решение возникшей проблемы.
Новогодний праздник (раньше не знали такого слова - утренник) проходил в самом большом классе душкинской школы. Елку устанавливали в самом центре помещения, огромную, до самого потолка. Вдоль стен в два ряда на лавочках усаживались родители детей или просто жители села. Дети водили хороводы вокруг елки, причем по несколько кругов, взявшись за руки. Красиво было смотреть со стороны. Когда приходил Дед Мороз со Снегурочкой - это было настоящее волшебство. Ему директор школы докладывал, кто и как закончил первое полугодие учебного года, называл лучшего горниста школы, лучшего барабанщика, лучших ребят из кружка «Готов к труду и обороне» и так далее. Затем, вставая на стул, мы рассказывали Дедушке новогодние стихи, пели песни и частушки. За это он доставал из мешка карамельку и давал нам.
В конце праздника двое мужчин заносили в класс большую оцинкованную ванну, наполненную новогодними подарками. Мешочки под подарки шились из ситца заранее и сдавались учителю. Они были разных размеров и расцветок. У кого то белые, у кого то в полосочку или в цветочек. Каждый был подписан простым или химическим карандашом. Дед Мороз называл фамилию и имя, к нему подбегал ребенок и желанный мешочек был уже в детских руках. Его содержимое составляло: обязательно яблочко, 1-2 мандаринки, пара ржаных пряников и конфеты. В основном это были карамельки, но среди них и несколько штучек шоколадных. После такой Новогодней сказки, да еще со сладостями, домой возвращались самые счастливые.
Транспорта тогда на дорогах почти не было, тем более ночью. Зимой всегда выпадал снег. Идешь в ночной тишине, снег поскрипывает под ногами, да деревья потрескивают от мороза. Очарования и воспоминаний новогоднего волшебства хватало на целый год.
Это было так давно, но как хочется иной раз оказаться в краю далекого и незабываемого детства, доброго и светлого, полного замечательных людей и событий.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев