Предприятие «Зонта» выпускает баяны, гармони и аккордеоны с 2006 года. Здесь работают 25 человек, как и на «Фабрике фортепиано». Правда, выпускают все сами — от листа фанеры до готового инструмента. Даже самые мелкие детали — рычаги, клапаны, кнопки, толкатели и пружинки — делают на «Зонте». Поэтому и масштабы производства куда скромнее — около 60 инструментов в год.
В 2018-м, судя по заявкам от музыкальных учреждений по всей стране, требовалось обновить более 600 одних только баянов. На предприятие пошел поток заказов, пришлось даже расширяться.
Начальник производства Владимир Стасевич.— Спрос и сейчас значительно превышает предложение, потому что создать инструмент — трудоемкий ручной процесс, — рассказывает начальник производства Владимир Стасевич. — На изготовление одного баяна требуется три месяца. Инструменты мы производим индивидуально под музыканта. В линейке по размерам три типа баянов: «пионер», «медиум» и «гранд». Они отличаются друг от друга лишь урезанным диапазоном.
В Гродно «Зонта» закупает кожу для ремней и фурнитуру. Латунь, дюраль и алюминий также белорусские. Ель для резонансных частей инструментов — из северных районов страны.
— Некоторые детали и материалы закупаем за рубежом, — продолжает Владимир Стасевич. — Например, 2,2-миллиметровую кожу на басовые голоса — в Германии, натуральный перламутр на кнопки и целлулоид — в Италии, в Чехии — кусковую планку для комбинированного аккорда.
В баяне 2000 деталей. Одних только голосовых планок порядка 800 штук. Поэтому работа местных мастеров сродни ремеслу часовщиков: филигранная сборка даже самых мелких механизмов и узлов. Первый этап производства — подготовка, которую выполняют токари и фрезеровщики. Затем идет сборка правого и левого клавиатурных механизмов, клепаются аккорды. Далее мастера оклеивают резонатор и монтируют аккорд. Корпус инструментов не красят, а обкладывают целлулоидом. Этот материал вымачивается в ацетоне и специальным клеем крепится на корпус. Затем корпус полируется. Дополнительные украшения — по вкусу клиента. Например, «Харошкі» попросили нанести название ансамбля на меха гармони. Настройщик и вовсе уникальный работник — один на все производство. Он стачивает напайку на голосах. Делает и интонировку. Одна планка звучит в унисон с тюнером, а вторая повышается или понижается — так рождаются обертоны.
На фабрике также шьют чехлы и ремни для инструментов, устанавливают миди-системы. С такой системой «Зонта» сделала баян для концертов. Он сочетает в себе восемь инструментов. Есть инструменты и с радиомикрофонами, что ловят в радиусе до 80 метров.
Лишь примерно 5 процентов клиентов «Зонты» — физлица. Цены на гармони начинаются от 2500 рублей, на баяны — от 5000 рублей, аккордеоны — от 8500 рублей. Дешевле создать качественную вещь ручной работы просто невозможно. Заказчики «Зонты» есть даже из Италии, с родины аккордеона. Иностранным музыкантам нравится звучание нашего аккорда, с неповторимой восточноевропейской окраской
Выдержав конкуренцию с магнитофонами в 1980-х, едва не погибнув от рухнувшего спроса в 1990-х, производство тульской гармони возродилось в 2000-х. Сегодня компания «Тульская гармонь» выпускает шесть десятков моделей гармоней, баянов и аккордеонов — от детских до профессиональных. Тульская продукция занимает около 80% российского рынка, давая 300 млн рублей годового оборота. Почти все комплектующие компания до сих пор выпускает самостоятельно, а корпуса инструментов расписывают вручную.
По словам генерального директора компании «Тульская гармонь» Юрия Брызжева, первые гармоники, так называемые пятиклапанки, в Туле начали выпускать с 1830 года предприятиями купцов Воронцовых, Киселевых и других предпринимателей. В 1930 году открылась «Тульская гармонная фабрика», в 1935 году — «Тульская баянная фабрика». А в 1960-х эти две фабрики, а заодно и третью, занимающуюся духовыми инструментами, слили в «Тульское объединение по производству музыкальных инструментов «Мелодия».
«Сегодня мода на гармонь возвращается, — рассказывает Юрий Брызжев. — Во-первых, на академическом уровне — классы гармони появились в высших музыкальных образовательных учреждениях. Это уже не младший брат баяна, а самостоятельный инструмент со своей техникой исполнения. Во-вторых, сегодня мы наблюдаем рост интереса среди любителей».
«Когда гармонь только появилась в начале XIX века, она все время совершенствовалась. А когда появился баян, то про гармонь забыли. Но в последние годы все изменилось: если в СССР фабрики выпускали три вида гармошек, то сейчас уже 15, — комментирует Павел Уханов. — Только за последние 10 лет гармони сильно подорожали. И связано это не столько с инфляцией, сколько с изменениями самого инструмента — это уже совсем другие гармони. И на них можно сыграть что угодно, даже симфоническую музыку».
По словам Уханова, язычковые инструменты звучат у популярных артистов — мы просто не обращаем внимания. Например, баян есть у «Мумий Тролля», у Стаса Михайлова и других известных исполнителей.
В начале 2023 года анонсировалось, что до конца года в рамках нацпроекта «Культура» будет потрачено 54 млрд рублей. Министр культуры Ольга Любимова сообщала, что на эти деньги в том числе оснастят более 313 детских школ искусств и училищ новыми музыкальными инструментами.
«Когда-то баян ассоциировался с деревней, завалинкой и песенками типа «Василек-Василек», которые разучивали в школе, — комментирует баянист и композитор, лауреат международных конкурсов Айдар Гайнуллин. — Перелом наступил, думаю, еще в 1990-х на фоне популярной тогда «Ламбады» — в ней звучит латиноамериканский собрат баяна. После этого родители снова начали отдавать детей учиться играть на этом инструменте». Сам Айдар Гайнуллин исполняет на баяне даже сюиты Чайковского: выступает и соло, и с симфоническим оркестром. А может на своем инструменте играть и «электронику». «Широкие возможности инструмента изменили его восприятие в глазах молодежи», — поясняет Гайнуллин. Он отмечает, что последние годы растет спрос на живой звук, аутентичные песни.
Это наблюдение подтверждает и Юрий Брызжев, указывая, как все больше и участников, и зрителей набирают фестивали баяна и гармошки. Обустроенный быт — хороший дом, баня, беседка для шашлыков — постепенно привели к спросу на аккомпанемент застольных песен. И гитара здесь не самый подходящий инструмент.
«К нам приходят брать частные уроки, как ни странно, в основном люди около 50 лет, — рассказывает артист и преподаватель Владимир Бутусов, основатель салона-мастерской «Баянист». — Кто-то в детстве учился, но в силу обстоятельств не смог продолжить. У других просто что-то в душе шевельнулось. Многие играют не только в компании, но и дома — для себя, в качестве расслабления. Приходят учиться и те, кто умеет играть на гитаре на любительском уровне. Но если простые гитарные аккорды, скорее, аккомпанемент песни, то гармонь можно слушать саму по себе, без слов. И да, последние лет 10 запрос учеников идет не на аккордеон или баян, а именно на гармонь».
Источники: https://russian-garmon.ru/factories/11472-belopusskaya-fabrika-zonta-vozobnovila-proizvodstvo-bayanov-akkordeonov-i-garmonej https://www.forbes.ru/biznes/505867-igraa-na-garmoske-kak-na-narodnom-instrumente-zarabotat-300-mln-rublej-v-god #россия #гармонь #гармошка #русскоенародноетворчество #игранагармошке #песниподгармошку #русскаягармошка #гармоньпесни #гармоньлюбимая #подгармонь #клубгармонистов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев