Сотрудничество двух модельеров помогло возродить тунику «`a la russe» — тонкую рубашку, отделанную мехом, популярную в Европе в начале XIX века.
Пальто из одеяла, бусы из хлеба
Надежда Ламанова стала единственным модельером, не покинувшим Россию после Октябрьской революции 1917 года. Большевики лишили ее ателье, они с мужем переселилась в обычную квартиру, которая после уплотнения стала коммунальной. «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей», — писала в своем дневнике Надежда.
В октябре 1919 года по подозрению в контрреволюционной деятельности вместе с мужем Ламанова оказалась в Бутырской тюрьме, но через три месяца супруги вновь были на свободе. По одной из версий, семье помог старый друг — Максим Горький. Так или иначе, но, профессионал до мозга костей, Ламанова и в новой реальности продолжала заниматься любимым делом. Шить в разоренной потрясениями России можно было только из солдатского сукна, бумазеи, полотенец и одеял, которые шли на пальто. На барахолках приходилось отыскивать скатерти и полотенца с вышивкой, перламутровые пуговицы, остатки бус и кружев. Из этого модельер создавала театральные костюмы и одевала актеров первых советских фильмов: «Цирк», «Александр Невский», «Иван Грозный». В 1921 году зрители пришли в восторг от вечерних туалетов вахтанговской «Принцессы Турандот», не подозревая, что сшиты они были из портьер.
В 1925 году Ламанова в соавторстве с молодым скульптором Верой Мухиной выпустила альбом «Искусство в быту», где представила модели повседневной одежды, а также создала коллекцию для Всемирной выставки в Париже. Саму Ламанову в Париж не пустили, но ее платья-рубашки, сшитые из холста и льна и дополненные фурнитурой из соломы, бечевки, ракушек, дерева удостоились Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Члены жюри так и не поняли, что бусы, украшавшие платья, были сделаны из хлебного мякиша. Уже после дефиле на подиуме парижане имели возможность лицезреть модели Ламановой прямо на улицах своей столицы. Одетые в ее платья, с гордо поднятыми головами по парижской мостовой дефилировали две красавицы — Лиля Брик — муза Владимира Маяковского, и ее сестра, писательница Эльза Триоле.
Забытая Большим театром
Комментарии 4