Дело в том, что и в моем поколении, а мне 67, не все знали об этом человеке. А в настоящее время никто не может знать даже о его произведениях. А очень жаль.! Его называли фантастом. Не могу согласиться. Это Жюль Верн был фантастом, а Ефремов был уникальным ученым. Палеонтологом! А без прошлого нет настоящего. Да и будущего.
Его сопоставление прошлого, настоящего и будущего не всем нравилось в то время, когда он жил. То бишь, закономерность событий.
Иван Ефремов — носитель энциклопедических знаний, которым он нашел прикладное применение в потрясающих размахом и детальностью исторических и фантастических произведениях. Его книги стоят в одном ряду с трудами Айзека Азимова, Герберта Уэллса и Станислава Лема. Биография ученого и писателя не менее захватывающая, чем творчество.
С началом Гражданской войны Ефремов попал на фронт, получил контузию и всю жизнь слегка заикался. Демобилизовавшись, перебрался в Петроград, работал грузчиком, шофером, окончил школу. В свободное время запоем читал, помимо художественной литературы, книги по биологии, зоологии и теории эволюции. Выучившись на штурмана, Иван год проходил по Охотскому морю, а по возвращении решил продолжить образование в университете, поступив на биологическое отделение.
В конце 20-х годов Ефремов под влиянием академика Петра Петровича Сушкина заинтересовался геологией и палеонтологией, бросил университет и отучился в Горном институте. С исследовательскими экспедициями объездил Урал и Монголию, Среднюю Азию и Сибирь. В 1935-м за совокупность работ по палеонтологии Ивану Антоновичу была присвоена степень кандидата биологических наук. Перед самой войной писатель защитил докторскую диссертацию на тему «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР». За время экспедиций ученый обнаружил много удивительных находок. Он оказался вторым исследователем после Анатолия Рябинина, обнаружившим останки ветлугазавра. Иван Ефремов и Алексей Быстров стали авторами монографии по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, отмеченной дипломами британского Линнеевского общества. Впоследствии Иван Антонович опубликовал еще ряд обзорных работ в нескольких научных областях, по которым он специализировался. Выводы, сделанные Ефремовым, а также исследования и открытия получили широкое признание уже при его жизни, но и после смерти продолжали вызывать дискуссии среди ученых.
Алексей Толстой отзывался о стиле Ефремова как о весьма холодном и одновременно изящном. К литературному труду Иван Антонович обратился во время эвакуации в Казахстан. Заболев тифом, Ефремов оказался надолго прикован к постели и начал писать рассказы и повести. Автор, объединивший вымысел с научными фактами, невольно оказался провидцем — описанные им события нашли реальное воплощение. В разное время обнаружены ртутные месторождения и пещера с рисунками первобытных людей, кимберлитовые трубки в Якутии и особенности структуры жидких кристаллов. Изобретены глубоководные аппараты, способные исследовать морское дно и бурить в нем скважины, В основу сюжета «Теней минувшего» легли фантазии Ивана Антоновича о том, как в горных породах под определенным углом освещения отражаются события прошлого. Через 3 года нобелевский лауреат Денеш Габор теоретически обосновал эффект голографии.
Ефремов полагал, что человек, как существо мыслящее и наделенное памятью, а не только рефлексами, в состоянии переступить этап биологического развития. И в перспективе земная цивилизация поставит на первое место общественные и социальные ценности. Иван Ефремов ушел из жизни в октябре 1972 года, за несколько часов перед этим консультировал коллегу по диссертации. Причиной смерти, по словам вдовы Таисии, стал сердечный приступ. Тело усопшего на 2-й день кремировали, и этот факт почему-то вызвал подозрение у КГБ.
Через месяц после похорон 11 человек с Лубянской площади обыскали квартиру писателя, в том числе прошлись по потолку и стенам металлоискателем. В чем подозревали Ефремова, так и осталось неизвестным. Но до 70-х годов сочинения Ивана Антоновича не публиковались, а имя в научных кругах упоминалось шепотом, несмотря на то что ученый был основателем отдельного направления — тафономии. Из библиотек, по воспоминаниям современников, пытались изъять роман «Час Быка», раскопав между строк антисоветскую пропаганду. 1942-1943 — «Катти Сарк» 1942-1943 — «Встреча над Тускаророй» 1944 — «Обсерватория Hур-и-Дешт» 1944 — «Звездные корабли» 1944 — «Последний марсель» 1944 — «Бухта Радужных струй» 1944 — «Атолл Факаофо» 1945-1946 — «На краю Ойкумены» 1948 — «Адское пламя» 1955-1956 — «Туманность Андромеды» 1958-1959 — «Юрта Ворона» 1959-1963 — «Лезвие бритвы» 1965-1968 — «Час Быка» 1969-1971 — «Таис Афинская»
Нет комментариев