Красными кружочками я пометил СХИ и район Глинозёма. Пионерская гора как раз между ними, посреди парка, выделенного зелёным цветом, рядом с надписью «Коровий лог».
На Глинозёме раньше были кирпичные заводы. Прямо там и глину для кирпичей добывали. Владел землёй известный в Воронеже человек Бринкман. Сквер его имени до сих пор находится на пересечении улиц Урицкого и Транспортной.
Как же всё просто и логично!
С Глинозёма, конечно, возили кирпич на строительство СХИ. На подводах, по кратчайшему прямому пути.
Теперь по времени всё сопоставим. 9 июня 1912 года царь Николай II подписал закон, который гласил: «Учредить в городе Воронеже сельскохозяйственный институт императора Петра I». Первый камень заложил директор института учёный-почвовед Глинка 23 июня 1913 года. Торжественное мероприятие своим присутствием почтили депутаты Государственной думы и даже члены царской семьи супруги Ольденбургские. А товарищество «Глинозём», специализирующееся на выпуске кирпичей, появилось в 1896 году. Так что первый директор Глинка скорее всего закладывал памятный кирпич, сделанный «Глинозёмом». Как видите, сходятся даты.
Кирпичный завод ещё работал в пятидесятые годы. Я лично там бывал и видел его производственный цикл. Год 1955, меня только что приняли в пионеры. И моим первым и единственным пионерским поручением было организовать экскурсию на этот завод, благо он находился не очень далеко от школы. Я к заданию ответственно отнёсся. Явился на проходную и провёл там переговоры с вахтёром, безногим инвалидом войны. Вряд ли он доложил что-то начальству, но экскурсия на следующий день состоялась. Впечатление заводик произвёл оглушительно тягостное, как будто в какое-то дикое средневековье мы попали: грязь везде, женщины, надрываясь, толкают тележки с глиной в длинных бараках с дырами в стенах и потолке.
Я недавно вычитал, что часть кирпичей этого завода маркировалась знаком Т.Г., что означало «Товарищество Глинозём». Немедленно захотел проверить догадку и отправился к главному зданию СХИ, стал выискивать места, где из-под штукатурки выглядывают кирпичи. На фасаде такого нет, но сзади парочку мест с обнажившимся красным кирпичом отыскал. Кирпичи заметно подлиннее и потоньше современных. А вот маркировки никакой не имеется, жаль. Но это догадку мою не порочит. Ведь на Глинозёме заводов было несколько, не все так метили продукцию, да и не во все годы.
Итак, я считаю, что тайна затерянной просеки разгадана.
Но попутно дорожка та мне ещё кое-что открыла. И, может, вторая тайна поважнее. Всё расскажу, но придётся издалека зайти.
Как только я зарегистрировался в интернете на Большом Воронежском Форуме и разместил там несколько рассказов про наш город, ко мне стали обращаться молодые завсегдатаи сайта, как к старому аборигену, спрашивая, не знаю ли я, почему микрорайон Берёзовая Роща так называется.
Я не знал. Хотя и сам задумывался не единожды. Затруднялись с ответом и мои знакомые, живущие в Берёзовой Роще. Места эти знал с детства досконально, а рощи никакой не видел. Дискуссия на форуме не затихала, а может, и до сих пор идёт. Загадочно, конечно, ведь район этот отнюдь не древний – частный сектор там появился уже после войны, в пятидесятые годы, то есть на моих глазах, а большие дома стали строить лишь в шестидесятые.
Где роща-то?
Известный воронежский краевед Павел Попов пишет, что топоним «Березовая роща» появился еще до войны, так называлась остановка трамвайной линии, проложенной в конце 1920-х годов к СХИ. Здесь, по его словам, вроде бы росла небольшая роща, которую уничтожили в войну.
Как-то трудно себе представить, что роща, родившая такой выразительный топоним, исчезла без следа, что стёрлась о ней всякая память у всех старожилов. А место это было обитаемым и до войны (иначе, зачем трамваю останавливаться?), обязательно бы сохранились конкретные свидетельства. Здесь явно видится натяжка. Понятно мнение серьёзных краеведов, что рощи не могло не быть, название случайно не даётся. Но в то же время нет ни следов, ни свидетельств.
Так, где же роща, была ли здесь она? Ведь именно отсюда, от этой остановки единственного тогдашнего транспорта и шла застройка всего микрорайона – и никто ничего не помнит про рощу. Загадка.
Я приглашаю вернуться на ту почти заросшую тропинку, на ту просеку, по которой, я уверен, некогда возили кирпичи на строительство СХИ.
Итак, мы почти поднялись по тропинке, но ещё не дошли до синей спортплощадки. Если двигаться быстро, о чём-то задумавшись, то вполне можно и не заметить какие-то белые клочки поодаль от дорожки, но с обеих её сторон.
Комментарии 15
Очень интересно, непринуждённо изложен очерк - рассказ.
До сих пор под приятным впечатлением от "путешествия"с Вами по Берёзовой Роще, кирпичному заводу. Мне кажется, что я воочию реально увидела этих женщин с тяжёлыми тележками, нагруженных глиной.....
Путешествие в прошлое было интересно и увлекательно.
СПАСИБО!
С Рождеством Христовым Вас поздравляю. Пусть Христос хранит Вас и Вашу семью.