Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам. Сейчас уже трудно представить себе время, в котором единственный метод передачи музыки был устным. Необходимость сохранять музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и приемлемой нотной системы и записи.
Большие труды были положены при создании условной графической записи музыки. Усилием не одного поколения создавались всё более сложные и совершенные схемы, позволяющие запечатлеть «живой» звук в системе условного обозначения. Виды нотных записей у разных народов были различны, и менялись на протяжении всего многовекового процветания музыкальной культуры. Не смотря на кардинальное различие между музыкальными нотациями прошедших веков и современными, фиксация звука производилась с помощью специальных условных символов и знаков, но прошло достаточно большое количество времени, прежде чем появилась нотная запись в том виде, в котором мы её знаем. Следствием длительной эволюции родилась современная нотная запись, началом которой принято считать нёвменную нотацию, возникшую в средние века. Условные обозначения нёвменной нотации состояли из ряда графических значков: точек, запятых, чёрточёк и их различных сочетаний. Такие значки служили в качестве обозначений отдельных звуков или мелодических оборотов, характер исполнения, ходы голоса вниз / вверх или повторение звуков, такие значки проставлялись сверху над текстом. Со временем недостатки этой системы были ликвидированы. Таким образом, постепенно зарождалась линейная нотная запись.В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована трудами итальянского музыканта Гвидо д’Ареццо. Записывались ноты на нотной строке, состоящей всего из 4-х горизонтальных линий, параллельных между собой, кроме того, знаки обозначающие высоту и нёвмы стали записываться не только на линейках, но и между ними. Все четыре параллельных линии объединились в общую систему, напоминающую современный нотный стан.
Гвидо д’Ареццо использовал левую руку, чтобы манипулировать участниками хора во время выступления. Он сгибал пальцы в нужное время, указывая, тем самым, какую ноту брать. Итальянский музыкант известен ещё как автор названий шестиступенного звукоряда: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля».
Невероятного прогресса добилась нотация в период с XIII по XVI век. Деление трансформировалось с трёхдольного в двухдольное. Графическая часть ощутимо преобразилась. Квадратные головки нот округлились, были введены нотные штили. Нотные знаки стали делится на закрашенные и не закрашенные в средине головки. А линейный нотный стан перешёл к более удобному – пятилинейному. Небольшие сложности в становлении, по отношению к инструментальной музыке, потерпела пятилинейная нотация. Для записи инструментальных композиций применялись табулатуры (табы) – схемы, представляющие собой систему из цифровых или буквенных символов, помогающих определить высоту звука, также табы содержали знаки, ответственные за обозначение ритма и динамических оттенков. Среди схем встречались линейные и безлинейные. В линейных табах количество линий совпадало с числом струн инструмента или обозначало количество голосов в музыкальной фактуре. Со временем, к началу XVIII века, табулатурные схемы были заменены на более простые и комфортные – ноты. В современное время табы часто используются для записи гитарных партий. Они могут идти как отдельно, так и в дополнение к нотам для гитары, для облегчения гитаристу разбора нотного текста.
В современном нотном письме присутствует огромный арсенал обозначающих знаков, и символов для сокращения нотного письма, а ещё словесные дополнительные пояснения: указания темпа, метод и характер исполнения. Прогресс музыкальной грамоты не стоит на месте, по мере необходимости появляются новые определения, условные обозначения и системы нотаций, которых требует современный мир музыки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев