Серп-орудие жатвы, символ урожая и благоденствия, объект почитания. Предмет-оберег является знаком августа, иногда июля, как времени сбора урожая:
в.-слав, серпенъ,
чеш., словац. srpen,
словен.srpan,
хорв. srpanj 'месяц серпа, жатвы'.
Серп, как и другие острые предметы, является оберегом .
Для охраны «своего» пространства (дома, усадьбы, поля) в определенные календарные дни обходили его дом, усадьбу или поле с Серпом и другими колющими и режущими предметами.
Серп служил оберегом поля и его плодоносной силы от посягательств ведьмы-житомамницы:
уходя вечером с не дожатого поля, Серп втыкали в незавершенный, несвязанный сноп.
В начале жатвы, чтобы не болела спина, проползали между двумя стоящими лицом друг к другу людьми, держащими высоко поднятые Серпы, говоря при этом:
«Како са здрави сърповете, така да сме здрави ние»
[Как здоровы серпы, так бы и мы были здоровы].
Археологи находят Серпы в древних захоронениях;
их считали не только оберегом, но, возможно, также знаком богатства и достатка или воинским символом.
В Закарпатье на живот покойнику клали Серп с целью уберечь труп от разложения, если похороны по какой-либо причине задерживались.
Серп использовался для остановки града, «рассечения» тучи и отпугивания ее: его вместе с другими железными и острыми предметами выбрасывали во двор при виде градоносной тучи, считая, что градины «рассекутся», или же женщина махала серпом в сторону тучи и произносила приговор с обращением к последней утопленнице в селе.
В родинном обряде Серп служил оберегом роженицы и младенца:
его клали рядом с матерью и ребенком (особенно мальчиком).
На пороге у двери помещали Серп или другие металлические предметы, как оберег от всякого зла, а также от орисниц (болг., Сакар).
Если роженица выходила из дома, она должна была иметь в руках Серп с привязанной к нему красной ниткой.
Пуповину новорожденного (особенно девочки) перерезали серпом, пронесенным над огнем, чтобы девочка стала хорошей жницей.
Прежде, чем закопать плаценту, ее рассекали серпом на кусочки, при этом часто брали тот Серп , которым жал отец ребенка.
В жатвенной обрядности Серп наделялся продуцирующей функцией.
Колосья «бороды» не срезали и не завязывали в узел, а забивали серпом в землю, чтобы на будущий год был урожай.
С Серпом производили магические действия, цель которых — обеспечить плодородие нивы, здоровье себе для будущей жатвы и обезопасить себя от порезов во время работы.
Рану от пореза серпом считали опасной и трудноизлечимой.
Обвивая Серп в конце жатвы срезанными колосьями предполагали, что Серп в благодарность за заботу не порежет руки во время будущей жатвы.
Бросали Серп , чтобы узнать будущее.
Потому, как упадет Серп на землю, гадали, будут ли здоровы и будут ли жать через год.
Женщины- жницы, стоя лицом на восток, бросали Серп через правое плечо. Если острая часть Серпа повернута к жнице, она будет здорова, если же Серп упадет выпуклой стороной к ней или острием по направлению к селу, не будет жать через год.
Если Серп при броске ломался, это было плохим знаком для жницы.
Когда у кого-то не было своей земли и люди работали "на чужого хозяина", то гадали так:
Если Серп брошенный назад через голову, воткнется острием в землю, то жнец и через год будет жать у этого хозяина, если же Серп ударится рукояткой или «горбом» — плохая примета.
Серп выступает атрибутом мифологических персонажей , являясь их орудием: Серп держит в руках Смерть;
Полудница отрезает серпом голову жницам, работающим в полдень.
(В ленте группы есть публикация про Полудницу в разделе Сказка...).
В преданиях об Анике-воине Смерть вооружена не только косой, но и серпом , граблями, пилой и заступом.
Смерть жнет человеческий род, как серп колосья.
Если у вас сохранился Серп от ваших предков, то не выбрасывайте его. Почистите и сделайте из Серпа мощный почти не перебиваемый оберег.
Чужие Серпы, не известно откуда взятые, не приносите в свой дом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев