Когда экономическая ситуация в стране ухудшилась, нужно было искать средства для существования. В начале 1990 г. Маврин с Дубининым отправились в Германию для записи альбома группы Lion Heart. Холстинин, отказавшийся куда-то ехать, и Кипелов, для которого работы за рубежом просто не предвиделось, тем временем подобрали замену в лице гитариста Дмитрия Горбатикова (экс-«Красная Площадь») и басиста Алексея Булкина (экс-«Раунд»). К счастью, не прошло и полгода, как блудные сыновья вернулись, поскольку мюнхенская группа оказалась фуфлом, да еще и с вокалисткой-алкоголичкой. У Дубинина уже были заготовки для нескольких композиций, а примерно через год, после тщательной проработки, «арийцы» приступили к записи, продолжавшейся примерно четыре недели. В некоторых вещах можно услышать то, что воспринимается как клавишные, но на самом деле там звучит гибрид гитары Fender Stratocaster с синтезатором Yamaha. Это чудо техники Холстинин приобрел под впечатлением от альбома «Turbo» Judas Priest. Если далее вы обнаружите слово «клавишные», то будете знать, о чем идет речь. Настоящие же клавишные появятся у «Арии» лишь на следующем диске. Также стоит заметить, что манера игры Маврина и Холстинина вдруг стала очень похожей, как бы иллюстрируя глагол «спелись».
Пятый по счету альбом стал моим первым знакомством с «Арией», и он, по мнению многих, в том числе и меня, является у группы лучшим. Так же считает, например, и Кипелов. Говорят, они хотели поменять стилистику, но ничего не вышло. Зато получилась вершина творчества, благодаря которой русские любители металлической музыки могут гордиться своими соотечественниками. Столь прекрасная работа была создана благодаря тому, что все были довольны собой и друг другом: и музыканты, сыгравшие как никогда вдохновенно, с запоминающимися припевами и мощными соло, и Кипелов, чей голос здесь достигает небывалых высот, и Маргарита Пушкина, сочинившая особенно мощные тексты, где есть история, философия и мистика. В результате имеем бесспорную классику русского металла. Да что там говорить, мирового. (То, что, скажем, в США о нашем роке мало кто знает, не умаляет его достоинств. Незнание американцами хорошей музыки – проблема их самих.)
1) «Прощай, Норфолк!». Начало альбома выполнено на должном уровне. Без всяких вступлений нас кидают в гущу событий. Мощно играет ритм-секция, сопровождаемая клавишными, а мы попадаем в далекий 1915-й год. Пушкина выудила откуда-то загадочную историю о генерале Гамильтоне и полке из Норфолка, странным образом исчезнувшем перед одним из сражений Первой мировой войны. Песня должна была начинаться с краткого прозаического описания этих событий, но в запись оно не вошло, хотя в концерты «арийцы» старались его включать. Битва англичан с немцами представлена как противостояние сил Добра и Зла, Света и Тьмы, и эта тема пройдет красной нитью по всему альбому, делая его, таким образом, концептуальным. И вот еще забавная штука: Кипелов так невнятно пропел фразу «и рванулся над ущельем», что некоторые слушатели решили, что здесь он матюкнулся. Однако «Ария» в отличие от многих зарубежных металлических групп никогда не употребляла в своих песнях ругательств, и это, конечно, делает ей честь. Отличное соло – гитара рвется в выси, словно хочет обозревать сражение с небес, а ударные молотят как оглашенные. Кипелов долго тянет последнюю ноту во фразе «Да хранит вас Бог!», а ритм-секция при этом словно не желает заканчивать.
2) «Зомби». Мощно вступает ритм-секция с тревожным, прямо-таки параноидальным басом. Сперва текст был о виртуальном Докторе Хэви, всегда приходящем на помощь молодому любителю хорошего металла. Все это очень напоминало панк, в особенности если учесть, что в припеве звучал лозунг «На фиг!», который поклонники, естественно, переделали бы в нечто более матерное. «Арийцы» такую лирику, конечно, зарубили – не желая обижать Маргариту, они просто сказали, что некоторые строчки не поются. Пушкина не обиделась и вспомнила одно венгерское поверье: если убийца подойдет к своей жертве (скажем, на похоронах), то из ран убитого вновь польется кровь. Легенда эта была запечатлена на одной картине в галерее Будапешта, где Маргарита жила в детстве. Там была изображена девушка, в страхе убегавшая от гроба жениха, поскольку на саване проступила кровь. Так и получилась песня «Зомби», герой которой определил своего убийцу именно таким способом. Теперь у него есть три часа, чтобы отправить правосудие. Припев, конечно, мощный, а гитара в соло отменно воет, дополняя общую мрачную картину. Из последнего куплета мы узнаем, что зомби добился своего, а последним штрихом звучит жуткий смех, отчасти напоминающий Кинга Даймонда, под гитарный вой.
3) «Антихрист». Эта великолепнейшая вещь начинается с ударов колокола, мрачной гитарной игры, клавишных и периодически звенящих перкуссий. Кипелов поет от лица Антихриста, символизирующего все плохое в этом мире. Со вторым куплетом присоединяются в медленном темпе ударные и бас. Вспоминаем диалектику – без Зла не может быть и Добра, и оба этих начала сопровождают человека всю его жизнь. Однако разве так уж невинен Христос, как нам хотят это показать? Антихрист так не считает и упоминает о «смертном грехе». В следующем куплете музыка утяжеляется, а голос Кипелова становится еще эмоциональнее – он прекрасно вжился в образ своего героя. Песня была написана по мотивам книги «Падение» Альбера Камю, любимого писателя Холстинина, который, кстати, относится к христианству скорее негативно, поскольку оно подавляет свободу. Французский экзистенциалист разработал целую «теорию виновности Христа». Согласно Евангелию, после рождения Иисуса царь Ирод устроил избиение младенцев, каковое событие должно было, хотя бы теоретически, заставить Христа терзаться угрызениями совести. После крика Валерия ритм ускоряется, и мы переходим от мрачного doom-образного медляка в быстрый и энергичный металл. Но это уже соло. Вновь появляется Кипелов – некоторые строки он поет а капелла, причем все быстрее, так что трудно следить за словами. Антихрист кричит, что будет еще последняя битва, и уверен, что даже если он сам погибнет, то заберет с собой и Христа. Весьма запоминаются также хор ближе к концу и завершающие жесткие ноты, отдающиеся эхом и постепенно смолкающие. Что же, вещь получилась сильной, но Кипелов из суеверного страха долго не решался ее спеть, а когда начал, то, говорят, на концертах постоянно что-то происходило – то проводка горела, то аппаратура выходила из строя. Вот и не верь после этого в мистику!
4) «Не хочешь – не верь мне». Вступает бас, присоединяются ударные, риффующая гитара – и вот уже на нас прет мощный ритм с интересным рисунком ударных. По тексту данная вещь является продолжением «Героя асфальта». Если помните, этот самый герой попал в конце концов на своем мотоцикле в ДТП и вот теперь оказался в состоянии клинической смерти, между двумя мирами – живых и мертвых. Он видит пресловутый тоннель со светом, но совершенно не хочет в него идти, решительно крича: «Нет!». В припеве ритм ускоряется, словно героя подгоняют к тому свету, которого он хочет избежать. Пронзительное соло словно выражает смятение души, не желающей навсегда оставлять тело. Из самого текста трудно понять, выжил ли парень или нет, но название говорит скорее в пользу первого, тем более что на следующем альбоме есть композиция «Король дороги», ставшая завершением этой «асфальтовой» трилогии. Да и был, кстати, еще вариант песни с куплетом, в котором как раз и говорилось, что «дух вернулся в тело». Тем, кто хочет точно знать, откуда что берется, стоит прочитать книгу Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», которая и вдохновила ребят на создание этой песни.
5) «Кровь за кровь». Вот мы подошли и к обязательному эпику. Играет печальная акустическая гитара в сопровождении баса, а затем вступает ритм-секция с мощно риффующей гитарой и тревожным басом. Уважаю я Пушкину, но первая строка меня как филолога смущает: «Древний град Иерусалим довлеет над тобой». Уже лет 70 все русские словари упорно твердят, что глагол «довлеть» имеет значение «быть достаточным» (тот же корень в слове «самодовлеющий») и употребляется с дательным падежом без предлогов, но все употребляют его в значении «тяготеть» по созвучию с «давить». Однако и на старуху, хе-хе, бывает проруха. Итак, перед нами предстает образ знаменитого прокуратора, жутко уставшего от своей должности, а тут еще жара, мигрень и приговор, который обязательно нужно вынести, хоть он и понимает, что Христос не виновен. Но «кровь за кровь» и «смерть за смерть» (мощный припев) – за любой поступок нужно отвечать. В определенный момент гитара начинает играть лиричную мелодию, а Кипелов поет о «серебристом сне», в который очень бы хотел уйти Пилат. Как же, однако, все облагородили Пилата! Сначала это сделали в Евангелии, где он упорно хотел добиться оправдания для Христа, затем и Булгаков сделал из него весьма интересную личность, которую и после смерти мучила совесть, а вот теперь и Пушкина. Согласно Маргарите, Пилат даже полюбил Христа – он хотел бы быть с ним и попросить прощение. А ведь прокуратор этот на самом деле был еще тот тип! С последними словами Кипелова, явно сочувствующего герою, сначала играют одни ударные и пульсирующий бас, а затем следует отличное лирическое соло Маврина на акустической гитаре (в испанском стиле), на которой он до этого вообще не играл. На заднем плане тем временем слышится тревожное гудение. В этом фрагменте можно услышать небольшие цитаты из «Jesus Christ Superstar». Возвращается жесткая ритм-секция, и мы слышим пронзительное соло электрогитары. Что бы ни говорили о банальности выбранной темы, но Маргарита поработала на славу. Под конец она вспомнила о том, что беднягу прокуратора сослали на территорию современной Швейцарии. Говорят, Тиберию, страдавшему от прыщей, принесли знаменитый платок святой Вероники, на котором отпечатался лик Иисуса; император прикоснулся к нему, излечился и, ничтоже сумняшеся, сослал Пилата куда подальше за то, что тот казнил такого чудо-человека. Кроме того, Маргарита выудила откуда-то старинную швейцарскую легенду, по которой Пилат накануне каждой Страстной пятницы приходит к Женевскому озеру, чтобы вымыть руки, замаранные кровью Иисуса. По версии Пушкиной, он еще и пытается покончить с собой, но дьявол все никак не дает ему этого сделать. Заканчивается композиция той же мелодией, что и в начале, и строками из лиричной середины.
6) «Бесы». Мощно вступает ритм-секция – риффинг и драмминг, как всегда, на высоте. С изменением ритма появляется вокал. Герой песни желает «сойти с ума», потому что этот мир для него «слишком нормальный», а тем временем в душе его беснуется нечистая сила. В связи с этим понятно, что доброго христианина из него не выйдет, тем более что он, как следует из последнего куплета, не может любить ближнего своего. Как утверждает Маргарита, никакого отношения эта песня к произведению Достоевского не имеет: «Попросили написать вальсок, вот я и написала им про чертей!». В композиции рисуется прекрасная музыкальная картина этих самых пляшущих чертей: в начале соло гитары продолжают играть в одном темпе, а бас и ударные ускоряются, при этом на заднем плане подвывают голоса. В конце композиции неожиданно появляется акустическая гитара под печальное «м-м-м» Кипелова.
7) «Все, что было». После крови и жути следовало поставить хорошую балладу – совместного сочинения Дубинина и, конечно, Кипелова. Получился душевный суперхит и одна из лучших вещей группы. Играет акустическая гитара под клавишные, изредка звенят перкуссии, а Кипелов поет от лица человека, переживающего все неприятные стороны неудавшейся любви. Вокал здесь очень впечатляет. Двое людей расстались фактически врагами, и герою кажется, будто жизнь окончилась. Что же делать, когда продолжаешь видеть ее лицо в оконном стекле? Можно ли изменить прошлое? В припеве появляется мощная ритм-секция. Первая часть соло – пронзительная и сопровождаемая акустической гитарой – полна сочувствия, а вот вторая, сделанная в мажоре, напоминает Aerosmith и как бы приободряет героя. Куплет после соло звучит просто великолепно – Кипелов выдает совершенно улетный вокальный переход из одной октавы в другую в фразе «Я видел сон, как в этот дом ты се-е-ердце принесла свое». Однако любимая вернулась лишь во сне, а, проснувшись, герой вновь осознает свой страх и обреченность перед лицом судьбы. Под мощный риффинг и драмминг в припеве вокал Кипелова чередуется с фальцетами «арийцев» и голосом милой девушки Кати Болдышевой. Хотели использовать женский хор, но не дождались, зато однажды в студию пришел приятель Холстинина, гитарист «Миража» Алексей Горбашов, а с ним новая вокалистка его поп-группы, которая спела здесь в полную силу, за что ей большое спасибо. Последним штрихом идет фраза «словно проклят я», произносимая под печальный гитарный вой.
8) «Следуй за мной». По контрасту здесь сразу начинаем с мощного металла. С изменением ритма Кипелов, автор композиции, в духе раннего Manowar’а поет о Черном Всаднике, мчащемся по дороге в ад. Валерий вспомнил булгаковского персонажа, неудачно пошутившего «о свете и тьме». Кроме того, его в то время впечатлила песня Криса Ри «The Road to Hell». Валерий рассказал Пушкиной о рыцаре смерти, мчащемся по дороге в ад, но черный всадник возник не сразу: то Маргарита вспомнила «Immigrant Song» Led Zeppelin, то придумала историю о самурае-камикадзе, то написала о племенах ариев, но в конце концов возник нужный образ, хотя черный цвет был у ариев символов порочности и невежества. Рыцарь предстает символическим проводником человечества, уже давно не предоставляющего в рай праведников. Припев получился особенно сильным – Кипелов голосит так, что при слушании в наушниках и перепонки могут лопнуть. Также вновь отметим соло, словно призывающее нас в страшное путешествие.
После записи столь несомненно замечательных песен оставалось подумать об обложке. Художник Василий Гаврилов потребовал на создание заявленной «арийцами» головы страшного чудовища полтора месяца. Такой срок был слишком большим, и Холстинин в течение двух недель постоянно ходил к работнику искусства и подгонял его. Видимо, из-за этого и вышло так, что ухмыляющийся над Голгофой демон, с перевернутой звездой во лбу, похож на Владимира. Может быть, и правую руку ему садистски вывернули по той же самой причине. Сам художник, впрочем, сходство отрицает. В конце концов альбом вышел и оказался, кстати, последним диском «Арии» на виниле. Наступали другие времена, и прогресс навсегда избавил мир от этого аудионосителя, заменив его компакт-диском. Рецензии альбом получил разные, и тогда большинство из них были отрицательными – из-за того, видимо, что металл переживал не лучшие времена и пройтись на его счет имели наглость все, кому не лень. Тем не менее, когда ребята выпустили данный альбом, они завершили очередной этап в развитии, закончив трилогию, начатую «Героем асфальта». (Заметьте, что количество вещей на альбомах каждый раз увеличивалось: 6 – 7 – 8.) Был достигнут высокий уровень, но затем в дело вмешалась политическая и экономическая ситуация в стране.
#ария #HeavyMetal #3Ноября
Комментарии 2