Эта, без преувеличения, эпохальная работа стала для Rammstein своего рода трамплином, благодаря которому о группе наконец узнала как минимум вся Европа, включая, разумеется, ее российскую часть. До триумфального покорения мира в виде абсолютно «бомбового» “Mutter” оставались еще долгих четыре года, но начало оному было по-настоящему громогласно и уверенно положено именно тогда — в 1997-м, когда шестерка прежде мало кому известных даже после выхода весьма и весьма крепкого первенца “Herzeleid” («Сердечные муки», 1995) выходцев из бывшей ГДР выпустила альбом, который множеством поклонников группы считается непревзойденной вершиной ее творчества по сей день. И это действительно был качественный прорыв, неоспоримые достоинства которого в полной мере очевидны уже при первом прослушивании: композиции стали разнообразнее, напористее и «хуковее»; тяжесть подачи, нисколько не утратив «молотобойности», стала гораздо более изящной (в определенном контексте, разумеется) и изощренной, а музыка в целом — намного более хитовой и цепляющей, и не в последнюю очередь благодаря искусным, досконально продуманным аранжировкам. Лучше всего высочайшее качество музыкального наполнения альбома определяется, на мой взгляд, эпитетом «кинематографичный»: далеко не каждая группа в состоянии сочинять настолько эмоциональные и доходчивые (в хорошем смысле) песни, от большинства которых перехватывает дыхание и по спине бегут мурашки даже сегодня. Группе удалось создать материал, который, ни в коей мере не являясь примитивным, был воспринят «на ура» самыми разными категориями слушателей, удалось уложить в 44 минуты чистого времени звучания альбома столько подлинного мелодического совершенства и зашкаливающего эмоционального накала, сколько под силу очень немногим современным музыкальным коллективам.
Феноменальная популярность этого альбома может показаться тем более удивительной, что во внешних своих проявлениях он на это не претендует ни в малейшей степени — и в первую очередь это касается оформления (содержащиеся в буклете обработанные программными средствами фотографии мертвенного вида голов участников группы, уснащенных жуткими пыточными приспособлениями из колючей проволоки и т.п., едва ли способны настроить перед прослушиванием на позитивный лад в общепринятом смысле), содержания текстов песен и, если подытожить, своего рода идеологического посыла, заложенного в пластинке в целом. Темы, которым Тиль Линдеманн — вокалист и автор львиной доли лирики группы — отдает предпочтение при ее написании, стали очевидны еще двумя годами ранее: секс (причем во многом в садистско-садомазохистском ключе) и сексуальные перверсии (в т.ч. в семьях), размышления человека о собственном месте в этом мире и неутешительные выводы об его (человека) отнюдь не ангельской природе, порой неизбежное преобладание в реальной жизни низменных сторон бытия над благими помыслами и прекраснодушными устремлениями, потаенно-низменные стороны человеческой натуры, признаться в которых человек нередко боится даже самому себе, царящее в обществе насилие над личностью и связанные с ним всевозможные эмоциональные состояния и срывы — опять же зачастую с неприкрыто сексуальным подтекстом. Но разве можно устоять под этой агрессивно-давящей бурей самых разных эмоций и чувств, буквально извергающейся из динамиков с первых же секунд после нажатия кнопки воспроизведения? Можно ли остаться равнодушным перед натиском композиций такого уровня, какой демонстрируют, к примеру, заглавная аллегорико-эротичная “Sehnsucht” («Томление», «Вожделение» и т.п.) с ее бешено пульсирующим маршеподобным ритмом, филигранной мелодикой и мастерски реализованными сменами темпа и настроения, или громоподобная и яростная, как извержение вулкана, “Tier” («Зверь»), вызывающая колоссальное сопереживание ее героине, жестоко отомстившей в зрелом возрасте насильнику-отцу, лишившему ее детства и сломавшему судьбу, или, наконец, ставшая главным хитом альбома и хитом № 1 группы, ее, так сказать, визитной карточкой на годы вперед “Du hast” («Ты меня…»), которую не слышал, наверное, только глухой и которая, как мне представляется, в каком-то смысле является идеально-минималистским музыкально-текстуальным воплощением части тех порой крайне непростых взаимоотношений и переживаний, которые — худые ли или благие по сути — и делают человека человеком, а отнюдь не безгрешным ангелом?.. Ответ, мне кажется, более чем очевиден. Характерная деталь: следующая за “Du hast”, 6-я по счету “Bück dich” («Нагнись»), намеренная амелодичная выхолощенность которой (максимально реалистично иллюстрирующая болезненно обезличенную природу секса, лишенного эмоциональной близости и подлинной чувственности) вызывает прямые ассоциации с отбойным молотком, воспринимается после эмоционального шквала предыдущих пяти композиций едва ли не как мирно-пасторальная музыкальная пьеска, дарующая отдохновение и безмятежность, после чего эмоционально-восприятийный градус вновь повышается до примерно тех же зашкаливающих величин, особенно в блистательных “Spiel mit mir” («Поиграй со мной»), “Klavier” («Рояль») и “Eifersucht” («Ревность»). Отдельной похвалы достойны предельно уместные и приятные вставки женского вокала в вышеупомянутой “Du hast” и “Engel” («Ангел»), без которых эти великолепные песни всё же не были бы НАСТОЛЬКО убедительными.
Музыкальные структура и окраска композиций Rammstein никогда не отличались особой сложностью (а группа никогда к этому и не стремилась): так, для раннего периода ее творчества, к которому относится и рецензируемый альбом, характерны преимущественно довольно незатейливая маршево-качающая ритмика, формируемая практически синхронными гитарными риффами Рихарда Круспе и Пауля Ландерса, не слишком разнообразная, но чрезвычайно мощная электронно-клавишная «подложка» от Кристиана «Флаке» Лоренца, не самая технически продвинутая, но вместе с тем временами предельно подкупающе-эмоциональная игра на басу Оливера Риделя, минималистичные машиноподобные ритмы ударных Кристофа Шнайдера и, наконец, мгновенно узнаваемый гортанный, четко чеканящий (а порой буквально выплевывающий) слова, донельзя харизматичный вокал Тиля Линдеманна. Это, конечно же, никакой не индастриал в его традиционном понимании и уж тем более не то, что принято называть electro-body music (EBM) — это просто рок-музыка с ярко выраженной «околоиндустриальной» составляющей и акцентом на простые запоминающиеся мелодии. Но кто скажет, что это плохо, если указанный подход в данном конкретном случае работает даже не на сто, а на все двести процентов?
Альбом имел оглушительный успех, став, как было отмечено выше, ступенькой к будущему суперзвездно-стадионному статусу группы и миллионным тиражам проданных ею альбомов. Формула же данного успеха (если вообще можно говорить о какой-то формуле в подобном контексте), пожалуй, такова: если хотите стать по-настоящему популярными, сделайте свою музыку, ни в коей мере не упрощая ее до низкопробности, максимально убедительной и близкой по духу для большого количества людей независимо от музыкальных пристрастий той или иной части аудитории, к которой апеллируете. И описываемый релиз, коему я без всяких колебаний ставлю наивысшую оценку, — лучшее тому подтверждение.
P.S. Японское переиздание альбома содержит бонус-трек — англоязычную версию “Engel”, а в американском переиздании целых два бонуса, второй из которых — англоязычная “Du hast”.
#rammstein #IndustrialMetal #25Августа
Нет комментариев