Итак, чем же мне так любим именно этот альбом, Black & Blue? Этот, полжалуй, самый НЕроллинговский альбом за всю историю группы??? Можно сказать - этим и любим!))) Во-первых - это самый негритянский альбом у них!.. Во-вторых - он самый что ни на есть нетипичный для этой группы - это можно сказать чуть ли не единственный альбом без ярко-выраженно смеш-хита у роликов... Ну и потом - он безумно экспериментален, этот самый БлэкЭндБлю - они как раз меньжевались, кому бы отдать вакантное место второго гитариста, пробовали несколько вариантов, среди которых были такие монстры гитарного драйва, как Джеф Бэк, Рори Галлахер и Питер Фрэмптон!!! Правда, именно эти-то монстры и отпали сразу же (видимо как раз именно поэтому - по причине своей слишком уж гитарной яркости, самобытности и монструозности!))) Тем не менее - на этом альбоме звучат аж три (!!!) совершенно разных гитариста, каждый из которых внимательно расматривался на кандидатуру пятого роллинга! Ну и наконец не забываем - Роллинги в это время вдруг зазвучали безумно по-фанковому, очень по-черному, в чем им весьма помог такой любимейший чувак, как Билли Престон!!! Впервые я эту пластинку услышал году в 1990-1991... Как щас помню - иду-гуляю я по городу со своим приятелем... И как раз проходим мы с ним мимо магазина грампластинок "Мелодия" (наверное, в каждом советском городе был такой магазин, и Одесса конечног же не была исключением))) А там стоят 2 хиппана - прямо перед входом!.. И в руках у них 2 пластингочки - довольно заезженные, но все же фирменные - роллинговский БлэкЭндБлю и какой-то бутлег Боба Дилана концертный... Стоят, явно продают - баблос закончился видимо... Поинтересовавшись ценовой категорией данного товара, я, недолго думая, все же расчехлился на какие-то там 5-10 рублей, и стал счастливым обладателем этих пластиночек... Мда... Пришел домой, поставил, и еле дослушал до конца - обе... С омерзением выключил, и в следующее воскресенье - на сходочке виниловой - сменял их на что-то такое же бесполезное для меня... Откуда мне было тогда знать, что впоследствии именно БлэкЭндБлю станет одним из самых моих любимых альбомов, а одним из моих самых любимых артистов позже станет именно Боб Дилан??? Нет, не знал я этого тогда... Не то что сейчас... Мда... В БлэкЭндБлю я срубился значительно позже, когда любовь к фанку уже порчно сидела в моей сущности... А за песню Hot Stuff я вообще поставил бы роллингам памятник нерукотворный...
Итак, именно Hot Stuff открывает эту пластинку... И сразу же задает тон, окрас и настроение всему альбому, поставив неискушенного слушателя в недоумение! Потому что... потому что... потому что это ****, какая это на самом деле бомба - ну вы и сами это прекрасно слышите! Вместо привычного рокенролльного хита роллинги выдают что-то настолько грувовое, настолько эклектичное и при этом явно негритянское, настолько нечто бомбовое, но при этом непонятное, что вот будто бы рука чья-то волосатая крепко сжимает твой почему-то желудок - вот именно такие у меня ощущения от этого трека! Т.е начинается он вроде бы как некое регги... Какое-то правда кривоватое, нетипичное, и все же - настолько ярковыраженными регги-синкопами Кит Ричардз именно гитарной ритм-бритвой разрезает вот эту вот жару в воздухе, что тут же рука невольно тянется за несуществующим косяком... Однако тут же вступают остальные инструменты - и вдруг шняц - на поверку перед нами лежит уже что-то такое фанковое, густое, зябкое, погружающее незатейлевого слушателя в пучину мрачного грува! Гитара же Ричардса при этом ни на секунду не прекращает разрезать своей ритм-бритвой эту жару, непонятно откуда взявшуюся в воздухе в любое время года!... Ну а дальше начинается эдакий уже вполне мощный обычный роллинговский рок-запев!.. Вот так и получается, что стилистику этой песни можно охарактеризовать как некий такой регги-фанк-рок, стиль, который я не так уж часто и слышал, честно говоря... И не забываем конечно же про пиано Билли Престона, которое именно что вот цементирует и держит все это безобразие своими джаз-инфлюэнсед, но при этом такими ритмичными и даже какими-то изи-прифанкованными незамысловатыми, но такими легкими, прозрачными, невесомыми пиано-узорами, волшебным образом вносящим в этот мрачный регги-фанк-рок-грув такой привкус джазовой неожиданности!.. О чем же поет Джаггер в этой песне??? Казалось - все бы тут ясно! Горячая вещичка, Эх, какая знойная вещь... Ну и типа не надо останавливаться - музыка ж ведь настолько велика и ништячна!!! Казалось бы - ну что здесь такого??? Ан нет - не все так просто! Была у Ричардза такая привычка - когда к нему в руки попадал какой-то уж сильно качественнейший героин, он на приходе - крайне медленно моргая и повтыкивая, клюя носом - так и говорил: "Ебааааааааать, какой Хот Стаф в натуре, отвечаю..." С этого-то все и пошло! Роллинги в приниципе прежде всего джем-группа - во всяком случае именно тогда, в тот период... Так и пошло - собрались они вообщем-то как обычно это у них, у музыкантов, водится - всем составом, да и стали рубить по кругу некий риф, который очень быстро себе стал вот этой вот ритм-гитарой разрезать воздух, всячески распуская вокруг незамысловатые раста-вибрации, очень классно вписываясь в этот фанк-грув!.. А Ричардс как раз перед этим очень даже неслабо вмазался - ну и он уже даже по привычке какой-то - подходит к микрофону и именно втыкающий, но довольный бормочет - Хаааааааат Стаааааааф, ееее... Ну дальше за Джаггером дело не стало - он быстренько перехватил инициативу в свои руки - и вот он - конечный результат - песня о том, как прекрасна и вечна МУЗЫКА, еееее... На лид-гитарке в єтой песне кстати рубит не Ронни Вуд - которій лишь на подпевках в єтой песне отметился, а культовый блюзовый гитарист Харви Мендел, о котором речь пойдет чуть ниже... Ну а для любителей всяких музыкальных ништяков и изысков - вот вам расклад на эту песню, лично мне нихрена непонятный - сколько я в него не втыкал!..
Мда... Так вот - о гитаристах в БлэкЭндБлю... Итак, после того, как Ричардс успешно выжил Мика Тейлора из группы, попутно кинув его на бабки и не выплатив каких-то там процентов, место второго гитариста у роллингов освободилось... Сам Ричардс говорил, что в принципе - на самом деле - он легко мог бы обойтись и БЕЗ второго гитариста - типа в студии он запросто все партии играет сам, накладывая гитарные слои друг на друга, на концерте же можно запросто использховать сессионных музыкантов, как роллинги поступали например с клавишными, которые у них присутствуют везде и повсюду - в каждом альбоме с самого начала - но при этом пиано-мастера все время менялись, варьируясь между 5 музыкантами... Но... Вот он так привык - работать все время с кем-то в паре, и хоть ты тресни!.. Да и имидж группы был таков изначально - две гитары и вот хоть ты тресни!!! И вот, после того как кандидатуры Фремптона, Бэка и Галлахера были исключены фактически даже без прослушивания, ролики остановили свой выбор на трех гитаристах: Харви Мендел, Уэйн Перкинс и Ронни Вуд... Все трое - мастера своего дела... Причем с Ронни Вудом Роллинги уже даже и записывались - прошлогодний хит It's Only Rock-N-Roll But I Like It был записан именно с Ронни Вудом. Мало того - он принял непосредственное участие в НАПИСАНИИ этой песни!!! Остальные, впрочем, тоже были хороши! Все это запросто прослушивается именно на альбоме БлэкЕндБлю - там все трое играют каждый в нескольких вещах. Там-то и слышно - насколько ВСЕ они на самом деле подходили Роллингам!!! Харви Мендел, чье фееричное соло мы можем слышать на Хот Стаффе, вааще типа суперкрутой перец. До этого он играл с Canned Heat - был их штатным соло-гитаристом в конце 60-х... Потом его рекрутировал к себе Джон Майалл - мы моженм слышать шикарную гитару Мендела в целом ряде альбомов Майалла начала 70-х... Ну и потом - послушайте что он вытворяет в Хот Стаффе!!! Помните эту нехитрую модуляцию в середине трека, на которую накладывается соло - его идея!!! Вот все очень просто казалось бы, но каким кайфом сразу разворачивается этот трек перед нами!!! Уэйн Перкинс - тоже мастер на все руки! Он работал с такими чуваками, как Джо Кокер, Лион Рассел, Стив Винвуд, Джими Клифф и многие другие!.. Однако больше всего он известен конечно же своей работой в ранних альбомах Боба Марли - именно он отвечал за соляки, накручивающиеся в первіх айлендовских альбомах регги-патриарха!!! Но при этом - вот давайте послушаем, какие он кайфовые вензеля накручивает в простенькой, но такой проникновенной рок-бомбочке Hand Of Fate.
Однако - как все мы прекрасно знаем - выбор остановили на Ронни Вуде... Лично мне кажется, что этому было несколько предпосылок! Во-первых - Ронни Вуд - классный чувак - и это очень даже немаловажно!!!)))) Именно на этом настаивал Ричардс в своих последующих объяснениях - почему именно Ронни... Он так и говорил - Ронни охренительный чувак и вообще - рубаха-парень! А это в многомесячных турах очень даже достойное качество для музыканта!)))) Во-вторых - Ронни уже работал с роллингами, и они очень даже сработались... Ну и потом - они просто были друзья давишние)))) Потом - Ронни был очень даже творчески боеспособен, т.е. он привносил в группу совершенно свои, неожиданные и очень даже удачные музыкальные решения!!! Ну и потом - он просто был хорошим, качественным гитаристом, именно тем, кто и нужен был Ричардсу. Но главное - и как потом выяснилось - решающее достоинство Ронни как музыканта, это было его умение петь !))) Джаггер так и вспоминал - говорит, мы сидели, внутренне меньжевались, кого же выбрать, Ронни был с нами... И тут он (Ронни) говорит - а еще я могу петь!!! И не без гордости воззрился почему-то на Ричардса, который как известно не особый мастер вокала... Дааааааа???? - переспросил Ронника Джаггер... Тут-то Ронник и стушевался и стал что-то невнятное бормотать, типа: "Ну, это... Ну, вообщем-то, да..." И сталд добавлять целую кучу ничего не значащих междометий... А потом вдруг осмелел, взглянул своими накокаиненными глазами прямо Джаггеру в лицо, и не без дерзости заметил: "Немного". И густо покраснел при этом... Однако факт остается фактом - Ронни на БлэкЭндБлю чаще выполняет функцию именно бек-вокалиста!)))
Однако мы отвлеклись! Самая конечно же бомба начинается на второй пластиночной стороне - это настоящие шедевры джем-рок-импровайза - трек Ронни Вуда Hey, Negrita, и сразу же следующий за ним трек Билли Престона Melody! Кстати, именно Билли Престон отвечает за это джем-безобразие, которое разворачивается на второй стороне! Ну, Престон поянтное дело - музыкант вышакового плана! Он очень повысил планку музыкального мастерства роллингов этого времени!!! И если в Эй, Негрита - песне Ронни Вуда напоминаю - Биллик выполняет функцию неожиданно внедряющегося, и тут же заполняющего собой ну абсолютно все музыкальное пространство именно такого фанки-джаз-пиано, то в Мэлоди - песня Билли Престона напомню)))) - все совсем иначе, хоть и тот же эдакий приблюзованный джаз-инфлюэнсед джемчик разворачивается!.. Однако давайте снова о Негрите - в принципе именно после нее и становится на самом деле понятно, почему роллинги выбрали все-таки Ронни Вуда! Это именно его песня, и послушайте, как пронзительно его тамошнее соло, сыгранное ну **** на 2-3 нотах с подтяжечками, однако полностью рассказавшее нам совершенно все обо всем в этом подлунном из миров. Именно расставил все точки над "и". Да еще и опять же по ходу сгенерировав совершенно тоже какой-то необычный новый стиль - эдакий джем-блюз-регги мощногрувовый!!! Короче - харе **** как говориться - давайте слушать.
И вот эта бомба преходит уже в полное царство Билли Престона - Melody!!! Где вообщем-то гитарная группа превращается просто в аккомпаниаторов Престону... Где гитары вообщем-то играют роль, которую у роллингов обычно выполняет пиано - т.е. создают тихий, незаметный, но грувоватый такой себе бэкграунд... А на всем этом именно задают как форте, так и пиано черные пальцы безумца и планокура Билли Престона!!! Ну и плюс совершенно такой подспудный, тихинький, но очень даже какой-то мясной фончик из хаммонда прорывается через форте-пассажи на престонском пиано!... И тут вдруг - хуяц - и дудки, **** - неожиданные, вкусные, мощные, незамысловатые дудки как внедряются, что вот прямо понимаешь, что **** они не из колонок играют, а вот где-то возле поджелудочной, где-то в районе селезенки, где-то **** прямо внутри тебя они сидят, суки такие, всего тебя продирая, прошибая, пробирая мурашьём инородным... И даже в самое жаркое лето по мне проходит приятная прохлада в этом месте, окак... Увы, видео не нашел - но аудио держите, если вдруг кто НЕ ДАЙ БОГ не слышал еще этого кайфа!..
Такие вот дела - после таких треков по-моему этот альбом ну невозможно не любить... А цеппелиновский привкус, который как-то развеян по всей пластинке??? Это одного меня глючит, или еще кому-то так кажется, скажите, а???? Вот как по мне - так барабаны Чарли Уоттса звучат именно как драмсы Бонэма! Ну явно ж блин на одном пластике играли как-то!!! А окончательная Crazy Mama??? Опять же - єто одному мне кажется, что она как-то ну вот реально весьма цеппелиновская, или еще кто-то составит мне компанию в личном моем поцизме, а???? Вот она мне очень даже напоминает последний цеппелиновский трек на великом Physical Grafity. Причем даже нифига не музікально, а как-то... ммммм... блин... как же єто слово... ну, ****, черт сним - хоть и ненавижу эту формульровку, но никак не могу подобрать какой-то более-менее подходящий синонимичный ряд - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ ****. Вот именно что энергетически она как-то цеппелиновская!.. Тому есть кстати некоторе (хоть и весьма за уши притянутое и тупенькое) объяснение))) Короче - а дело было так! Альбом в большинстве своем писался в Мюнхене, Германия... На местногй студии - весьма даже модной! Так вот - в это же время - непосредственно перед роллингами - должны были писаться цеппелины! А у них как раз пошла вот эта безумная черная полоса - автокатастрофы Планта, гибель его сына, и проч... Поэтому им было слегка не до записи, и они в общем **** все сроки, назначенные контрактом... Ну и в самом конце - когда уже все - времени нет ждать - они арендуют эту самую студию в Мюнхене, чтобы побыстрячку записать свой гениальный Presence... А тут - кстати иль не кстати - как раз поджимали сроки и у роллингов - и по студийному расписанию вообщем-то у цеппов была всего неделя! "**** - сказал Пейдж, - успеем!" И приступили они к записи пожалуй самого сложного по музыкальным конструкциям и гитарной работе своего альбома! Ну, всем было известно, что Пейдж подходит к записи чрезвычайно усердно! Всех выгоняет **** из студии, остается только он и инженер. И все. Больше никто в студию на время сведения материала не допускается! Посему Пейдж не терпит суеты и спешки, небезосновательно считая, что она - спешка - нужна только в ловле блох!.. Вообщем, так или иначе, срок подходит к своему завершению!.. Ну и Джаггер с Ричардсом решили прийти непосредственно в студию, чтоб лишний раз приколоться над великой группой, мол, ну как - получилось у вас ЗА НЕДЕЛЮ записать НОВЫЙ альбом??? хе-хе-хе... Ну, пыхнули, натурально, предварительно - и ломятся значит они в эту самую студию, типа чуваки, извините - у нас тоже сроки, контракт, все дела... Приходят, Пейдж сидит очень даже довольный собой... Джаггер/Ричардс: "Здорово, Джимик, ну шо - как дела - записали альбом?" и так друг дружку локтями по бокам, мол, хи-хи-хи - все ж в курсе, что это нереально, особенно с перфекционизмом Пейджа... "Да - вдруг молвит тот - Записали"... "В смысле???" - начинают недоумевать чуваки - "А ну-ка заставь-ка???" И тут Пейдж ставит... Да не абы что - а альбом Презенс - ну вы помните, да? какая там работа гитарная великая реально!!! Так вот - выяснилось, что все овердабсы гитарные Пейдж **** вообще - тупо за одну ночь!.. Ну и у роллингов реально челюсть отвисла от этой работы, которую чуваки зафигачили за неделю!... Ладно, чувствую, что пора закругляться... А все наверняка более интересные всяческие наркоистории, которые произошли в последующем туре роллинговском 1976-1977 - я расскажу наверное уже в следующий раз! Ведь, повторяю, этот самый тур вошел в историю группы, как САМЫЙ НАРКОТИЧЕСКИЙ тур в истоии Роллинг СТОУНЗ!!! А теперь - песня, которая записалась на сессиях БлэкЭндБлю, однако в альбом почему-то не вошла, а вошла в значительно более поздний альбом - Tatto You - песенка про сладкое рабство - Slave! На саксе - кстати - Сонни Роллинс.
#TheRollingStones #HardRock #BluesRock #ClassicRock #23Апреля
Комментарии 1