Все принцессы и королевы испокон веков носили драгоценности, таков уж их удел. Но делали они это всегда по-разному. И разные, но замечательные, порой исключительные сокровища оседали в казне любой династии. Ту или иную династическую ментальность часто можно проследить именно по набору драгоценностей, которые правители предпочитали. Причем у восточных владык - одни предпочтения, у западных - другие.
Советская дрессировщица Ирина Бугримова вспоминала, как в 50-х годах, будучи на гастролях но Ближнему Востоку, она была приглашена на прием к Мохаммеду Реза Пехлеви, последнему шаху Ирана. Шах был тогда женат вторым и на тот момент очень счастливым браком. Когда в зале приемов появилась его жена, шахиня Сорайя, за ней специально обученные люди внесли подушечки с драгоценностями. Сорайя надела их прямо в зале, после чего подошла к гостям. Оказалось, что драгоценности для официальных приемов хранились в государственной казне и перебирать или примеривать их на досуге шахиня не имела права.
В Европе ношение главных драгоценностей страны тоже всегда было регламентировано: это только ребенок думает, что король в своей спальне или в столовой ходит в короне, бряцая орденами. Но тут вопрос менталитета: по отношению к драгоценностям можно определять степень «западности» и «восточности» в отдельно взятом организме.
Для европейской монархии драгоценности - часть сугубо праздничного дресс-кода. Но поскольку в последние годы монархия в Европе упростила протокольные моменты, то и фамильные бриллианты надеваются венценосными особами не так уж часто. Хотя стоимость западных наследственных драгоценностей, надеваемых по случаю, не только не уступает восточным, но и превосходит их. Самыми дорогими и ценными признаются украшения греческого королевского дома. Чуть уступают Британия и Нидерланды. Коллекции всех трех домов здорово пополнились в первой половине XX века, и все благодаря падению российской монархии, вывезенным, а потом проданным или подаренным сокровищам нации.
Но одно дело владеть, другое - регулярно выгуливать. Ну надевают их в Европе по праздникам, но не превращают в ежедневный ритуал. Да, самые известные миру драгоценные камни находятся во владении европейцев, но их отношение к сокровищам скорее азартно-коллекционерское. И - берегись воров! - более чем закрытое.
Противоречия между Востоком и Западом в этом вопросе проявляются заметно.
Недавно новостные ленты поведали миру историю о парижском вояже саудовской принцессы Махи аль-Судайри. Есть у принцессы интересное хобби. Приезжает она в Париж, снимает для себя и свиты в 60 человек этаж в какой-нибудь роскошной гостинице, скажем, в «Шангри-Ла» за 20 тысяч евро в сутки. Естественно, на парковке ее ожидает арендованный автопарк из 30 лимузинов, и вообще все к ее услугам. Естественно, ведь Маха - жена министра внутренних дел и первого вице-премьера Саудовской Аравии (это один человек) Наифа бин Абдаль-Азиза аль - Сауда, который до определенного момента безропотно оплачивал астрономические счета ненаглядной супруги. Так вот. Заселится, значит, барышня в отель и давай со всей страстью предаваться безудержному шопингу: шмотки, цацки и прочие дамские радости. Ну и немного искусства, разумеется, - пара коней с крыльями и какой-нибудь небольшой Моне.
Первый сбой случился в 2009-м, когда принцесса «забыла» оплатить парижские счета на 15 миллионов евро. Были поданы иски, которые оплатили родные и близкие, инцидент был исчерпан, но король Абдалла сдвинул густые брови и фактически посадил провинившуюся под домашний арест.
Прошла пара лет, и вот он, новый срыв. Принцесса снова в Париже - лимузины, рестораны, ювелирные салоны. Казалось бы, все хорошо, shopping must go оп. Ан нет - тут возроптал муж, к тому времени официально объявленный наследником саудовского трона. Ему сильно надоело выкладывать бешеные суммы, кроме того, он тяжко и долго болел, так что имел право на раздражение, тем более что в деле приумножения роскоши принцесса Маха была неутомима, просвета не предвиделось, и муж перекрыл ей доступ к семейному бюджету. Ощутив себя нищей, но гордой, принцесса решила незаметно сбежать - внимание! - с шестьюдесятью слугами и всеми чемоданами. И ей это даже удалось, учитывая дипломатическую неприкосновенность. Но в дороге она узнала, что муж и принц мало того что успел за время отсутствия оформить с ней развод, но и вообще умер днями раньше. Кошмар повторился: иски кредиторов. арест имущества, насупленные чеканные лица родственников, не пожелавших на этот раз вмешиваться в печальные дела Судайри. Да и есть от чего лопнуть терпению - среди купленного в Париже одной одежды больше, чем на миллион. Плюс проживание, питание, трансфер. И драгоценности на 89 тысяч евро. Честно говоря, сумма, потраченная на украшения, не очень велика - например, кольцо с бриллиантом Круппа из коллекции Элизабет Тейлор не так давно было продано с аукциона почти за два миллиона долларов. Но ведь у Судайри это так, легкий шопинг, а не история великой любви, из-за которой и появляются в шкатулках восточных шахинь и голливудских актрис уникальные драгоценности. Просто факт очень показателен - отношение к личным украшениям восточных красавиц стало очень, скажем так, открытым. И произошло это примерно в последней трети XX века.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев