лекарственного средства для ребенка.
Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы:
- единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
- единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
- специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
- единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).
Основной единицей измерения[1] массы является грамм и
его производные — миллиграмм и микрограмм.
Общепринятые сокращения:
грамм — г;
миллиграмм — мг;
микрограмм — мкг.
В 1 г — 1 000 мг или 1 000 000 мкг.
В 1 мг — 1 000 мкг.
1,0 — это грамм;
0,001 — это миллиграмм;
0,000001 — это микрограмм.
Основной единицей измерения объема является миллилитр.
Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения
очистительной клизмы — 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии —1,5 литра».
Общепринятые сокращения:
литр — л;
миллилитр — мл.
В 1 л — 1 000 мл.
Единица объема в обязательном порядке указывается!
Если не указано, т. е. просто написано 15,0 — значит, это не
объем, а масса — 15 грамм. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с
числом 15 должно быть написано — мл: 15,0 мл.
Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка
— это когда путаются МГ и МЛ.
Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!
Не путать единицы массы и единицы объема — это очень-очень важно!
Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в
определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться
шприцом для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон
инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.
Упаковки современных, дозируемых миллилитрами лекарственных средств для приема внутрь в
обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки,
пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.
Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и
в мл, значит для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для
инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в
аптеках.
Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля.
Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.
Так, например, объем одной капли спиртового раствора
составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора
может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.
Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной
аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл.
Таким образом, 1 мл = 20 капель.
Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях
и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит
специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную
капельницу.
Если пипетки или крышки капельницы нет, значит вы можете использовать
стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено
много капель, вполне можно использовать одноразовый шприц для измерения
необходимого объема жидкости.
Назначено по 10 капель — значит, это 0,5 мл; 40 капель —
соответственно, 2 мл.
Вы даже можете использовать формулу:
количество мл = количество капель разделить на 20.
Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство
назначено в каплях, и вы не можете разобраться, чем эти капли
добывать-измерять, так вот, в таких ситуациях однозначно подразумевается, что
объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме
медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете
определить нужный объем лекарства: 2 капли — 0,1 мл, 3 капли —
0,15 мл, 5 капель — 0,25 мл и т. д.
Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения
объема являются разнообразные бытовые ложки, которые иногда (но все
реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно
безопасных лекарств.
Стандартный объем ложек в мл:
чайная ложка — 5 мл;
десертная ложка — ориентировочно
10 мл (единого стандарта нет);
столовая ложка — в странах СНГ —
18 мл, в США, Канаде — 15 мл, в Австралии — 20 мл;
В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка.
детская ложка — 10 мл.
Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема,
вспомним о стакане. Дозирование стаканами больше принято в
кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев,отваров, полосканий и т. п.
один стакан — 200 мл.
Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в
определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора.
Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно
расставить точки над i.
Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество
единиц массы в единице объема. Таким образом, выражение «1% раствор»
означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.
В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку,
измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем:
100 мл — 1 г;
10 мл — 0,1 г;
1 мл — 0,01 г.
0,01 г — это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл
1% раствора содержится 10 мг действующего вещества.
Оказывается, что подсчитать необходимое количество активного
вещества в единице объема (в 1 мл) совсем несложно: для этого
всего-навсего необходимо дописать нолик к количеству процентов.
Тренируемся:
в 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты — 50 мг аскорбинки;
в 1 мл 50% раствора анальгина — 500 мг анальгина;
в 1 мл 0,1% раствора лоратадина — 1 мг лоратадина;
в 1 мл 66,7% раствора лактулозы — 667 мг лактулозы;
в 1 мл 0,05% раствора хлоргексидина — 0,5 мг хлоргексидина…
Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к
родительским математическим способностям. В инструкции вполне может быть
написано «раствор лоратадина 0,1%», но на упаковке будет указано большими
буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».
Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных
концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и
50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или
«250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама
не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл
суспензии» — надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким
образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое,
важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его
концентрацию!
Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп,
суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не
менее, возможна.
Так, например, сиропы лактулозы практически всеми производителями
выпускаются в виде 66,7% раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы
5 мл утром до завтрака», то в этом никакой ошибки нет.
Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под
конкретным торговым названием.
Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре
выше 39 °С 10 мл внутрь». Суспензия под названием «нурофен для детей»
выпускается только в одной концентрации — 100 мг/5 мл. Поэтому все
написано правильно, ошибиться невозможно.
Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У
нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но
в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое — только в таблетках по
0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»
И тогда вы подсчитаете:
— 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл — это значит, нам
назначили 200 мг.
А в таблетке 0,4 — это 400 мг.
Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…
Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не
только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в мл. Для местного применения и дозирования каплями — это не менее актуально.
И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю
3 раза в день», то до того, как капать, следует пренепременно
уточнить, о каком ксилометазолине речь — 0,1% или 0,05%?
Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также
обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано
«гидрокортизоновая мазь 1%», то это значит, что в 1 мл этой
мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией
парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта
бывает 0,5%, 1%, 2,5%...
Теперь о дозировании с использованием специальных единиц.
Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц
увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или
лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует
уточнить!
Т. е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится
именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.
Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатиномсодержится
доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или
25.
Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится
500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено
в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком
флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц.
С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в
качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.
В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть
разное количество действующего вещества. Так, например, в одной таблетке парацетамола может
быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не
сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в
дозе «1 таблетка».
Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно
быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной
конкретному больному лекарственной форме.
Примеры:
кальция глюконат, таблетки по 0,5;
цефалексин, капсулы по 0,25.
Указание на некую таблетку или капсулу, при отсутствии сведений о
содержании действующего вещества, может в некоторых случаях быть оправдано тем,
что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.
Подобное возможно, если:
препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме — выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина.
Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, —
не ошибешься;
препарат
представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием
комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен, таблетки
для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.
***
Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств
детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.
Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного
детского жаропонижающего средства — парацетамола.
Из параграфа 2.1. нам известно, что разовая доза парацетамола
составляет 10—15 мг/кг.
Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза
лекарства составляет от 150 (10 х 15) до
225 (15 х 15) мг.
Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл —
24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая
доза приблизительно равна 6,2—9,3 мл.
Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл —
50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза —
3—4,5 мл.
Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша
разовая доза — 1 таблетка.
Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша
разовая доза — полтаблетки.
Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же
парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток
повторно, но не более 4—5 раз, и очень важно, чтобы интервал между
приемами был не менее 4-х часов.
Все тот же ребенок — масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства
ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему
малышу можно за сутки не более чем 15 х 60 — 900 мг.
Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл —
24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза —
37,5 мл (900/24).
Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл —
50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не
должна превышать 18 мл (900/50).
Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.
Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза
2 таблетки и еще три четверти таблетки.
Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую
разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор
лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в
большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки.
Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой
парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.
Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы
парацетамола для ректального введения.
Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола
выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20—25 мг/кг. Таким образом,
ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до
250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются
свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100,
125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1 000 мг. В нашей ситуации
логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной
нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над
ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой,
пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.
Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными
назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.
Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз
в день за полчаса до еды, 3 дня подряд». Отправляемся в аптеку,
и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих
упаковках:
- порошок
для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
- порошок
для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
- порошок
для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
- порошок
для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.
Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор — 200 мг/5 мл,
флакон 15 мл — этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая
другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо
останется.
К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает
следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне
возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение
2-х недель». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное
родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.
Итак, приходим в аптеку. — Нужен лоратадин, 5 мг.
Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в
сиропах или суспензиях — 1 мг/1мл.
5 мг — это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не
хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем
жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…
Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на
2 недели, это 5 х 14 — получается на курс лечения надо
70 мл. А сколько ж там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном
флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и
150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл — дайте,
пожалуйста…
И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда
врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается
словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.
А если написано «кальция глюконат 0,5» — это не полтаблетки (!),
это полграмма — 0,5 г.
0,25 — это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.
Вот и все! Доброго всем здоровья!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев