В этом доме на Моховой 27-29, парадной №6 режиссёр Владимир Бортко снимал замечательный фильм «Собачье сердце». По Булгакову, действие романа об удивительном эксперименте профессора Преображенского происходит в Москве, но в экранизации роль столичных улиц исполнили питерские переулки, площади и дома. В фильме Обуховым переулком стала Моховая улица, а «похабную квартирку», куда профессор привёл пса Шарика, снимали в Доме страхового общества «Россия».
Этот дом находится на месте, которое занимала в 1740-е гг. часть Зверового Двора, где содержались львицы, леопарды, белые медведи, чернобурые лисицы, мартышки и другие животные. Позже его перевели к Лиговскому каналу, а участки раздали под частную застройку.
Моховая улица именуется так вовсе не потому, что когда-то здесь были заросли мха, а в результате звукового изменения её первоначального названия - Хамовая, которое она получила в 1739 году от переведённой сюда из Москвы в 1711 году слободы хамовников.
В старину на Руси изготовление тканей, полотна, скатертей называли хамовным делом, а ткачей, полотнянщиков и скатёрников именовали хамовниками, их изделия - хамовным товаром. В русском языке XVII века бытовало слово «хамьянъ» - ткань.
В Москву это всё пришло из северных и северо-западных районов, которые были основными поставщиками льна на государев Хамовный двор.
Когда Хамовой двор перестал существовать, название улицы постепенно стало устаревать. Слово «хамовник» в Петербурге, в отличие от Москвы, не прижилось и название улицы стали воспринимать как неблагозвучное. По ходатайству домовладельцев Хамовая улица была переименована в Моховую.
Окончательно нынешнее наименование улицы закрепилось в 1826 году, после того как несколько лет она называлась 1-й Моховой, чтобы отличаться от другой Моховой улицы, название которой действительно происходило от этого болотного растения. Ныне та Моховая носит имя Героя Советского Союза генерала армии Ивана Даниловича Черняховского (1907-1945), погибшего в Восточной Пруссии от осколков артиллерийского снаряда. Моховая - одна из немногих в городе улиц, не подвергавшихся переименованиям в советское время.
Застройка квартала набережной Фонтанки между нынешними улицами Белинского и Пестеля в значительной степени была обусловлена возведением по соседству новой царской резиденции - Михайловского замка.
После этого ранее неприглядный участок набережной преобразился, так как знатные люди, раскупившие участки в этой части левобережья Фонтанки, начали здесь строить себе богатые особняки.
В 1882 году на правой части обширного участка земли на Моховой был выстроен доходный дом, архитектором которого стал Красовский Альфред Фёдорович (1848—1918), друг Д.И.Менделеева, при участии Курзанова Владимира Родионовича (1845-1913).
Он был оформлен на несовершеннолетних детей тогда уже покойного Василия Савиновича Корнилова (1816-1878) - владельца известного фарфорового завода Братьев Корниловых, основанного в 1835 году Марией Васильевной Корниловой.
В 1897 году Корниловы продали весь участок страховому обществу "Россия" и в 1899 году Леонтий Николаевич Бенуа (1856-1928) достроил на участке слева в схожей стилистике флигель и главное здание комплекса.
Кроме того, появился большой парадный двор-курдонёр (cour d'honneur- «почётный двор»), огороженный изящной ажурной решёткой, которую, как и внутреннюю отделку здания создавали по проекту архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева (1866-1913).
Роскошный дом тотчас оценили в высшем свете и в нём начали селиться зажиточные петербуржцы. Здесь жил первый министр торговли и промышленности Василий Иванович Тимирязев (1849—1919), в 1910-х годах - директор департамента министерства финансов Владимир Иванович Ковалевский (1848-1934).
Владимир Иванович Ковалевский (1848-1934).
Из дворянских фамилий тут обосновалась семья графа Ивана Васильевича Стенбок-Фермора (1859-1916), а квартиру №27 занимала вплоть до 1925 года семья министра внутренних дел Ивана Николаевича Дурново (1834-1903).
В 1910-х годах в левом корпусе здания находилось посольство Болгарии.
В 1917 году в доме поселился американский дипломат, секретарь Американского посольства Джеймс Александрович Бейли.
БЕЙЛИ В РУССКОЙ ОДЕЖДЕ. 1918. Американская «Специальная Миссия» и явилась непосредственной причиной так называемой «большевистской революции» 1917 года, а отнюдь не «Ленин в Разливе».
С 1914-года сюда в одну из квартир после своей отставки переехал преемник П.А.Столыпина (1862-1911) на посту председателя Совета министров Владимир Николаевич Коковцов (1853-1943†Париж).
Он надеялся пожить жизнью частного лица и с удовольствием выгуливал на Моховой любимую собаку Джипика. Однако вскоре ему пришлось пережить на квартире вторжение революционно настроенных солдат, а затем обыск и арест.
В 1918 году граф покинул Россию и обосновался во Франции, где и умер.
Современники считали Коковцова выдающимся государственным деятелем, который старался сохранить твёрдый курс рубля и золотое денежное обращение.
24 октября 2018 года стало известно, что врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал постановление об установке на фасаде дома 27-29, литера А на Моховой улице памятной таблички министру финансов Российской империи, графу Владимиру Коковцову.
Как сообщили в пресс-службе Смольного, мемориальная табличка появится до конца текущего года.
После революции судьба Дома страхового общества «Россия» начала разворачиваться по сценарию, описанному Булгаковым в «Собачьем сердце».
Старых жильцов дома, которые, по выражению Шарикова, занимали «квартиры по 15 комнат с ванными», начали уплотнять: роскошные залы разделили перегородками, в коридорах устроили кладовки и кухни.
В годы репрессий пострадало немало жильцов – так, в течение 2-х лет с 1937-1938 гг. по 58-й ст. УК РСФСР («за контрреволюцию») было расстреляно 10 жителей этого дома.
Сегодня в бывшем доходном доме расположены 93 отдельные квартиры и 31 коммунальная.
Парадные ворота давно закрыты как для жильцов, так и для любопытных посетителей. Как рассказывают местные жители, в советское время дворик был открыт для всех, из-за чего он слишком быстро оказался в плачевном состоянии.
Сейчас, чтобы попасть в двор-курдонёр, придётся искать обходной путь – например, через арку правого корпуса (Дом Корнилова) с независимым видом пройти мимо шлагбаума и свернуть налево.
С сентября 2018 года Филипп Филиппович и пёс Шарик действительно поселились на Моховой – неожиданно, без торжественного открытия и праздничных речей во дворе этого дома (рядом с недавно восстановленным метеорологическим прибором с часами) появился памятник героям повести «Собачье сердце».
Инициатором стал владелец помещения, рядом с которым установили скульптуры, но судьба нового объекта не определена, так как он поставлен без согласования и властями считается нелегальным.
Местным жителям памятник успел понравиться, хотя бронзовый профессор не очень похож на актёра, исполнившего в фильме роль Преображенского, да и собака рядом с ним – бойцовской породы, а не бездомный булгаковский Шарик. И всё же сомнений, что речь идёт о «Собачьем сердце» не возникает - на окнах, перед которыми стоит скамейка со скульптурами, размещены знаменитые цитаты из повести.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев