Ровно 207 лет назад 31 октября (19 октября по старому стилю) свою работу начал Императорский Царскосельский лицей - первым в Российской Империи он готовил к «важным частям службы государственной». Основан по указу Александра I для обучения детей дворян, образование здесь приравнивалось к университетскому, а в стенах лицея витал особый дух «лицейской республики».
Царскосельский лицей - это не просто образовательное учреждение. Скорее, сокровищница русской культуры. Достаточно рассказать о знаменитых выпускниках - это поэты Александр Пушкин и Антон Дельвиг, дипломат Александр Горчаков, адмирал Федор Матюшкин и многие другие. Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу:
«...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова».
Лицей располагался в Царском Селе рядом с Императорской резиденцией. Здесь он находился с 1811 по 1843 год. А после переехал в Санкт-Петербург, в здание Александринского сиротского дома. Тогда он получил новое имя - Александровский. Всего в истории уникального образовательного учреждения 74 выпуска.
В русской истории Царскосельский лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Как строилась работа в лицее?
За внутреннее управление отвечал директор, чью кандидатуру утверждал лично Император. Так, первым директором был статский советник Василий Малиновский - знаменитый выпускник Московского университета, сторонник реформаторских идей Сперанского. А дальше, например, Императорским Царскосельским лицеем руководил Егор Энгельгардт - с 1816 по 1822 год.
Общий срок обучения в лицее составлял 6 лет. А новые классы набирали каждые три года. Поступить на первый курс лицея могли дети в возрасте от 10 до 14 лет.
От частных пансионов или, например, военных школ лицей отличал особый пункт устава. Здесь навсегда отказались от телесных наказаний. А все знания постигались под главным девизом - «для общей пользы». Педагоги занимались с детьми, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Со временем сложилась конкурентная и эффективная методика, выпускники гарантированно получали лучшее образование в стране и, пожалуй, в мире.
Учились лицеисты по программе Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучались русская и иностранная словесность, исторические и математические науки, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.
Нет комментариев