Железные дороги как образ жизни
Журнал «Живая история» не раз обращался к теме истории российских железных дорог. В разных номерах публиковались статьи о строительстве таких легендарных трасс, как Трассибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога, Байкало-Амурская магистраль, очерки об известных предпринимателях и меценатах. В новой серии материалов будет рассказано о той огромной роли, которую сыграла железная дорога в экономическом развитии страны и в прогрессивном изменении сознания всего российского общества.
Мало какие сферы деятельности так же сильно и стремительно повлияли на жизнь человечества, как железные дороги. Их повсеместное строительство привело к колоссальному росту торговли, возникновению новых отраслей промышленности, науки и экономики. Но их миссия гораздо шире, чем простые перевозки: железные дороги стали движущей силой развития целых регионов, серьезно повлияли на повседневную жизнь большинства людей от мала до велика. Железнодорожники не просто, как говорится, «бросили» в поле шпалы и рельсы – создавался целый новый мир, который недаром стал называться «полосой отчуждения», «государством в государстве». Мир масштабом от простого костыля до сложнейших путевых машин, от двухклассного ремесленного училища до университетов, от сторожки на перегоне до целых «железнодорожных» улиц, от тачки и кувалды до мостостроения и тоннелей, от паровозного сарая до крупнейших заводов по выпуску подвижного состава, от деповского духового оркестра и литературного кружка до знаменитых произведений Чехова, Булгакова, Платонова, Ильфа и Петрова, Астафьева, Дунаевского, Маршака, Пастернака, популярных спектаклей и фильмов. Породив новую традицию сообщения, люди обрели новую систему взаимоотношения с миром.
Прорыв в будущее
Самое интересное, что, кроме своих непосредственных функции, железные дороги в России привнесли в жизнь массу ранее невиданного, но поразительно быстро ставшего привычным, например:
– миссионерство. В Сибири и на Дальнем Востоке благодаря появлению железной дороги, привокзальных храмов и вагонов-церквей оказались приведены к христианству многие тысячи людей;
– солидное профессиональное образование и инженерную школу (от железнодорожных школ и училищ до престижных транспортных вузов); развитие смежных научных отраслей, появление собственной транспортной науки: мостостроение, проектирование локомотивов и вагонов, путевое хозяйство и т. д.);
– повышение обороноспособности и появление новой военной стратегии государства;
– создание транснациональных коммуникаций (международные перевозки, Международное общество спальных вагонов и скорых поездов, Транссиб, Турксиб, магистрали в Средней Азии и на Крайнем Севере и др.).
– развитие книготорговли и библиотечного дела. Известно, что до революции самая богатая по содержанию книготорговля – Сытина, Суворина и др. – была вокзальной. Буфеты и залы ожидания при станциях (особенно
1–2-х классов) были настоящими читальнями. Дорожные библиотеки имелись на всех станциях от 1-го до 3-го класса;
– развитую сферу услуг: пристанционные бани, базары, парикмахерские;
– самобытную круглосуточную ресторанно-трактирную и буфетную систему.
Железные дороги способствовали также развитию:
– медицины (появились отраслевые больницы, фельдшерские пункты на станциях, собственная внутриотраслевая медицинская система);
– почтового дела (значительно ускорилась доставка почты);
– телефонного и телеграфного сообщения;
– культуры и искусства (меценатство; народные хоры и оркестры; народные дома и дворцы культуры, живопись на вокзалах; отражение темы железных дорог в искусстве, в первую очередь в литературе и кинематографе; открытки на железнодорожную тему);
– потребительских обществ, кооперации;
– борьбы с голодом и со стихийными бедствиями вообще;
– экологии и природоохранной деятельности (посадка кустарников и деревьев).
И это далеко не полный список.
Нет комментариев