была создана Строительная комиссия подводных лодок (отдел Подплава на Балтийском судостроительном заводе) — первая проектная организация по созданию боевых подлодок.
В 1900 году главный инспектор кораблестроения Николай Кутейников ездил в Соединенные Штаты осматривать строящиеся по заказу России военные корабли. Его также интересовало и возможное сотрудничество с фирмой Джона Голланда, преуспевшей в строительстве подводных лодок. Но сделка с Holland Torpedo Boat Company не состоялась из-за взвинченных цен.
Проанализировав доклад вернувшегося Кутейникова, Морское ведомство решило строить лодки по отечественным проектам.
22 декабря 1900 года (4 января 1901 года) была образована Строительная комиссия подводных лодок, куда пригласили офицеров Ивана Бубнова, Михаила Беклемишева, Ивана Горюнова. Комиссия начинала не с нуля - в России был накоплен огромный опыт любительского проектирования подводных лодок.
Однако к профессиональному созданию боевых подводных лодок Россия подошла одновременно с лидерами мирового кораблестроения - Францией, Италией, Германией, США. Комиссия работала на территории Новой Голландии в помещении знаменитого Опытового бассейна.
В мае того же года Комиссия представила проект "миноносца" (класса подводных лодок на флоте еще не существовало), который был утвержден и "принят к секретному производству" на Балтийском заводе.
В надводном положении лодка передвигалась с помощью бензомотора, под водой - электромотора и аккумуляторной батареи. Она должна была атаковать суда, проходящие мимо нее, стоящие на якоре или двигающиеся малым ходом. После успешных испытаний подлодка, нареченная "Дельфин", стала учебным классом.
Под руководством Михаила Беклемишева на ней готовились экипажи первых моряков-подводников, набиравшихся из добровольцев.
В декабре 1904-го "Дельфин" отправили по железной дороге во Владивосток для участия в русско-японской войне. И хотя в активных боевых действиях ему участвовать не пришлось, угрозу японские крейсеры уже почувствовали.
Под руководством Михаила Беклемишева на ней готовились экипажи первых моряков-подводников, набиравшихся из добровольцев.
В декабре 1904-го "Дельфин" отправили по железной дороге во Владивосток для участия в русско-японской войне. И хотя в активных боевых действиях ему участвовать не пришлось, угрозу японские крейсеры уже почувствовали.
Тогда же на Балтийском заводе заложили первую серию подводных лодок по проекту Бубнова - Беклемишева - лодки "Касатка", "Скат", "Макрель", "Налим" и "Окунь".
Кооперация петербургских заводов, сложившаяся тогда, действовала с некоторыми изменениями на протяжении почти всего ХХ века.
Путиловский завод (ныне Кировский) поставлял листовую и профильную сталь, Обуховский сталелитейный ("Большевик") -воздушные баллоны и арматуру, электрооборудованием занялись будущий "Электроприбор" и АО "Сименс и Гальске".
С 1909 года на подводных лодках решили устанавливать двигатели Дизеля, что резко снижало пожароопасность.
Но заказ Морского ведомства, размещенный в Германии, немцы до начала мировой войны выполнить не успели, тогда за них взялся завод Нобеля (после революции "Русский дизель").
В дальнейшем подключились "Адмиралтейские верфи" (корпуса), "Электросила" (гребные двигатели), завод им. Карла Маркса (торпедные аппараты), Особое техническое бюро (проекты торпед, мин, радиолокационных станций) - ныне ЦНИИ "Гранит".
Конструкторское бюро - Отдел подводного плавания (Подплав) - почти 30 лет находилось на Балтийском заводе.
Как известно, после заключения Брестского мира все военные заказы были свернуты, и в декабре 1917- го постановлением Совета Народных Комиссаров строительство военных кораблей было прекращено.
Заводы занимались лишь разбором старых военных кораблей и ремонтом немногих уцелевших.
В 1925 году была принята программа воссоздания флота.
Подплав, переименованный в Техническое бюро № 4, занялся созданием первой серии советских ПЛ. (Как они выглядели, легко представить, посетив лодку "Народоволец", превращенную "Рубином" в музей и установленную на Васильевском острове). Одна серия сменялась другой, усовершенствовались технологии и проекты.
В 30-е годы большую техническую помощь оказала немецкая фирма "Дешимаг", чья подлодка, построенная в обход Версальского договора в Испании, очень понравилась советским инженерам, ездившим в Германию на стажировку. Военное сотрудничество было санкционировано на самом высоком уровне. Немцы передали техническую документацию, советские коллеги разработали чертежи.
Если для первых подлодок типа "С" оборудование заказывали за рубежом, то с 1938-го их перевели на отечественное обеспечение.
В том же году КБ, получившее статус самостоятельной хозяйственной организации, покинуло территорию Балтийского завода и до "нового жилища" на ул. Марата, 90, располагалось по другим ленинградским адресам. Во время войны КБ было эвакуировано в Горький.
Когда после победы вчерашние союзники оказались противниками и Советскому Союзу необходимо было демонстрировать флаг не только у своих берегов, понадобился мощный океанский флот.
В 1948 году для создания высокоскоростных подводных лодок было создано СКБ - 143 (ныне СП "Малахит"), в 1952-м в Горьком - СКБ -112 (современный "Лазурит").
Их возглавили ведущие специалисты "Рубина": Алексей Антипин, Владимир Перегудов, Зосима Дерибин.
Со временем задачи бюро разделились - "Рубин" проектировал атомные подводные крейсеры с баллистическими и крылатыми ракетами и дизель-электрические подводные лодки.
В 1959 году "Рубину" выделили здание на ул. Марата, где он располагается и по сей день.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев