Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин осматривают выставку «Развитие народного хозяйства Социалистической Республики Румыния». Москва, 1965 г.
Существует версия, что именно Брежнев был инициатором свержения Хрущева. Однако ни биография, ни характер Брежнева, ни его поведение накануне событий никак не соответствуют облику главы заговора. Судя по всему главными организаторами смещения Хрущева выступали бывший председатель КГБ А.Н. Шелепин, занимавший тогда посты секретаря ЦК КПСС, заместителя председателя Совета министров СССР и председателя Комитета партийно-государственного контроля; председатель КГБ В.Е. Семичастный и председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Г. Игнатов.
На первых порах Брежнев проявлял себя, скорее, как лояльный руководитель, управленец, но не как сильный и харизматичный лидер. Тем самым он как бы подтверждал сложившееся в партийных кругах мнение о том, что новый «первый» является всего лишь компромиссной, проходной фигурой, и вскоре его сменит тот же Шелепин.
Однако Брежнев слишком давно работал в партаппарате: неслучайно первый год у власти он провел, занимаясь не только проблемами страны, но и активно укрепляя свои позиции в руководстве партии. Второй секретарь ЦК Н.В. Подгорный во всем поддерживал Брежнева, но одновременно претендовал на равное с ним положение. Леонид Ильич нашел очень изящный и эффективный ход, существенно ослабивший влияние Подгорного.
В ноябре 1965 г. председателю Президиума Верховного Совета СССР А.И. Микояну исполнилось 70 лет.
Тогда еще формально действовала норма, в соответствии с которой по достижении этого возраста высшие руководителя должны были подавать в отставку. Микоян добросовестно написал заявление, его тут же приняли, а новым председателем Президиума (должность имела представительский характер) стал Н.В. Подгорный. Он охотно принял это назначение, променяв реальную власть и серьезную ответственность на почет, комфортное существование и зарубежные поездки.
Следующий шаг был не менее эффективным. В повестку дня уже подготовленного декабрьского пленума ЦК 1965 г. был неожиданно внесен пункт о преобразовании Комитета партийно-государственного контроля в органы народного контроля. Пленум послушно проголосовал. Тут же было предложено, чтобы председатель Комитета народного контроля не являлся одновременно заместителем председателя Совета министров, как это было ранее. И, наконец, было сказано главное: Президиум считает, что товарищ Шелепин не должен становиться главой нового комитета, а должен продолжать работу в качестве секретаря ЦК. Таким образом Брежнев вопреки известной поговорке поймал сразу двух зайцев: ликвидировал потенциально опасную для него (да и для партийного аппарата в целом) структуру - орган с огромными, почти неограниченными полномочиями, имеющий право контролировать и партийные органы, и правительство, и Вооруженные Силы, и даже КГБ - и одновременно лишил своего главного соперника двух ключевых постов из трех.
Существенно изменился состав Секретариата ЦК, куда вошла целая когорта давних сотрудников и друзей Брежнева.
Помимо укрепления личной власти, Брежнев инициировал или поддержал ряд значительных государственных шагов. В 1965 были предприняты достаточно серьезные попытки экономических реформ. Главной их целью было поднять эффективность производства, в частности, используя механизм личной материальной заинтересованности работника.
Нет комментариев