Скажем, когда-то человек изобрёл мифы и сказки, и богов. Но многие мифы, особенно мифы о том, как боги двигали планеты и звёзды, - это всё близко связано с математикой. Однако здесь крайне важным является тот факт, что в мифах люди при общении с богами остаются пассивными субъектами – они их создают, они ими управляют. В математике же ситуация совсем другая. В математике мы создаём! И, соответственно, когда человек стал математически осмысливать окружающий мир, он в какой-то мере стал сам подниматься на уровень богов.
Кстати, и первые проявления абстрактного математическое мышления – это в Древней Греции. Оттуда известны примеры, когда люди начали доказывать что-то, не имеющее примера в непосредственной их жизни. Сейчас нам это кажется совершенно простыми вещами – эти теоремы о геометрических фигурах. Однако тогда это был совершенно небывалый скачок, потому что тогда впервые люди начали говорить о неких абстрактных объектах, которых не существует в природе – обо всех этих треугольниках, параллелограммах и так далее.
Ц.: В природе также нет и нуля, и она противится бесконечности. Но в математике это основные понятия. А в философии математики?
Г.Л.: Это очень интересный вопрос. Глубокая идея глубокой тайны состоит в том, что мозг позволяет нам не только ходить по комнате, не стукаясь о предметы, но и даёт нам абстрактные идеи, не раскрывая тайны, откуда они появляются. И между этими абстрактными идеями есть идея нуля и идея бесконечности, которых не существует в природе, но которые помогают нам организовывать наше мышление.
Ц.: В таком случае, как рассматривает философия математики общую формулу мира: она проста или, может быть, её вовсе нет? Или третий вариант: мир описывается таким сложным набором таких сложных формул, что до понимания их нам надо добираться бесконечно?
Г.Л.: Так же как и в физике, которая занимается созданием теории всего, в математике есть сильное желание создать некую теорию, которая позволила бы объяснить всю природу мира. Например, теория множеств является одним из главных претендентов на эту роль. Но математикам известно, что создать общую формулу мира невозможно. Потому что существует теорема неполноты Гёделя, в которой доказывается, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней существует невыводимая и неопровержимая формула. Всегда останется невыводимая формула!
Поэтому не могу не пошутить, что "теория всего" физиков – это ни что иное как иллюзия, как, впрочем, и все остальные их теории.
Нет комментариев