Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)
Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром его сыном Владимиром. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви.
Яндекс.Погода
Содержание
1 История
2 Современное состояние
3 Премудрость созда себе дом...
4 Святыни
5 Фотографии святынь
6 Структура храма
7 Внешний вид
7.1 Пять нефов
7.2 Обзорная площадка
8 Внутренний вид
9 Путеводитель по Софийскому собору
10 Престольные праздники
11 Контакты
12 Паломнику
12.1 Богослужения
12.2 Как добраться
13 Фото
14 Видео
15 Ссылки
История
София Новгородская до реставрации
Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов).
1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в 989 при святителе Иоакиме Корсунянине епископе Новгородском, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.
Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь
Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).
Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).
Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.
Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует признать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.
С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».
Фреска "Христос Пантократор"
Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.
Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.
С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.
К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.
В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».
Смотрите также: Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ обильнѣйшій кивотъ или вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)
Современное состояние
Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.
Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся утром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.
Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Премудрость созда себе дом...
Посольский Спасо-Преображенский монастырь
Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа
Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в... Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.
Святыни
Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме.
икона Софии Премудрости Божией (3-я четверть XV века)
икона Христа «Спас на Престоле (1362 г.)
храмовая икона Софийского собора (3-я четверть XV века)
икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (сер. XII в.)
икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» (начало XVI / XVII в.)
икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей камня из Иерусалимского храма Успения Богородицы.)
икона «Собор новгородских святителей» (аналойная) (XXI в.)
мощи святителя Иоакима Корсунянина Новгородского (+ 1030) (мощи под спудом, перенесены в 1699 году, в Мартирьевскую паперть)
мощи благоверного князя Владимира Ярославича (+ 1052)
мощи благоверной княгини Анны Новгородской (+ 1056)
мощи святителя Луки Новгородского (+ 1059) (мощи под спудом, перенесены в 1558 году, в Мартирьевскую паперть)
мощи святителя Никиты Новгородского (+ 1108) (в арке между приделами святых Богоотец и Богородице-Рождественским)
мощи святителя Аркадия Новгородского (+ 1163) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
мощи благоверного князя Мстислава Храброго (+ 1180) (мощи под спудом, Богородице-Рождественский придел)
мощи святителя Иоанна, архиеп. Новгородского (+ 1186)
мощи святителя Григория, архиеп. Новгородского (+ 1193) (мощи под спудом, придел в честь Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи)
мощи святителя Мартирия Новгородского (+ 1199) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
мощи благоверного княжича Василия Мстиславича (+ 1218) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
мощи святителя Антония Новгородского (+ 1232) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
мощи благоверного князя Феодора Ярославича (+ 1233)
мощи святителя Василия Калики Новгородского (+ 1352) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть; Богородице-Рождественский придел)
мощи святителя Моисея Новгородского (+1362) (придел святого апостола Иоанна Богослова)
мощи святителя Симеона Новгородского (+ 1421) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
мощи святителя Аффония Новгородского (+ 1653) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
Шедевр русских камнерезов — Алексиевский Крест.
Нет комментариев