
Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту. Название взято из одноименной притчи Евангелия. В богослужебных текстах, как воскресного дня, так и всей последующей седмицы основной темой будут покаяние мытаря и гордыня фарисея.
В этот же воскресный день, Святая Церковь совершается память святых новомучеников ХХ века — наших соотечественников. В Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской мы чествуем как прославленных, так и неявленных святых, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь.
Особенности православного богослужения
Согласно Богослужебным указаниям Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, на Всенощном бдении пред чтением канона звучат стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»:

«Покаяния отвеpзи ми двеpи Жизнодавче, yтpенюет бо дух мой ко храму святомy Твоему, храм носяй телесный весь осквеpнен: но, яко щедp, очисти благоyтpобною Твоею милостию.
Hа спасения стези настави мя, Богоpодице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, тpепещу страшного дне сyдного: но надеяся на милость благоyтpобия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
Порядок чтений Священного Писания, согласно календарю:
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25.
Лит. – 2 Тим., 296 зач., III, 10–15. Лк., 89 зач., XVIII, 10–14. Мчч.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 105–106 зач., XXI, 8–19.
Чтение Евангелия на Литургии. Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10–14:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Притча о мытаре и фарисее задаёт определённую тональность особому периоду в богослужебном календаре Церкви — так называемым «подготовительным седмицам». На протяжение 3 недель идёт постепенный процесс вхождения в пространство Великого Поста — исключительного времени покаяния и глубинных перемен в душе. Подготовительные недели — это своего рода «прелюдия» к грядущей «основной теме» — и без этой «прелюдии» мы рискуем не услышать и не понять что-то очень значимое.
Если посмотреть беспристрастным взглядом, со стороны, то притча о мытаре и фарисее диссонирует с общим настроем Великого Поста. Почему? Ведь пост — это прежде всего подвиг воздержания, отсечения всего лишнего, не жизненно необходимого, строгая молитвенная дисциплина — одним словом, пространство для делания. То есть — всего того, что для фарисея было любимым и желанным занятием. Никто не принуждал его поститься дважды в неделю — причем это пост, как его понимали в древнем мире — полное воздержание от любой пищи и даже воды! Он сознательно, ради Бога ущемлял свои интересы, давая десятину с любого приобретения. В духовном смысле фарисей вполне успешен и состоятелен: его отношения с Богом вполне выстроены и понятны. Ему приятно осознавать, что он — не враг Богу, а Его достойный слуга.
Мытарь — полная противоположность. Он — за рамками какой бы то ни было религиозной системы. Он — в полной растерянности и беспомощности. У него нет чётко выверенной и утверждённой учёными старцами схемы взаимодействия с Господом Богом. Да если бы она и была — он понимает, что ему не по силам втиснуть свою привычную жизнь в жёсткий формат религиозности. Более того: его обличает совесть — и он в этом крике, вырывающемся из глубины души, просит только об одном: оказать ему милость. Ему нечего предложить Богу — в отличие от фарисея — он даже не может ничего пообещать — положение мытаря гарантированно безнадёжное с точки зрения закона — поэтому остаётся одно: просить милости.
Я очень хорошо помню ещё из давних школьных лет: когда ты не подготовился, а впереди — суровый опрос, есть только один выход — подойти к преподавателю, извиниться и попросить, чтобы в этот раз тебя не вызывали к доске. Как правило, это работало — если только не злоупотреблять. Что происходило по сути? Ты оказывался волей учителя как бы выведенным за рамки ситуации в классе: ведь у тебя с педагогом особая договорённость, особые, отличные от всех остальных, отношения — на этот урок! Причем здесь был очень непростой психологический момент — сообщая учителю, что ты не готов, ты обнажался перед ним, становился беззащитным — ведь он мог и специально тебя спросить и спокойно поставить двойку!
Мытарь молит Бога — понимая, что в его ситуации всё целиком будет зависеть только от решения Самого Господа Бога: ведь мытарь пришёл к Нему с пустыми руками! Вывод притчи, который делает Сам Иисус, был для слушателей шокирующим: из храма мытарь выходит более оправданным, чем фарисей. То есть, никакие подвиги сами по себе не значат ровным счётом ничего — если через них не происходит прорыва к качественно новым отношениям с Богом. Более того: чем выше напряжённость подвигов — тем выше риск накачать своё «эго» до фантастических размеров «подвижника» — по мнению которого, уже Сам Бог должен ощущать Себя в какой-то мере «должником».
Помоги же нам, Господи, не слишком высоко думать о значимости наших трудов — и не боятся открыть перед Тобой ту боль, которая кричит в нашей душе!
Евангелие от Луки, глава 21, стихи 8–19:
8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18 но и волос с головы вашей не пропадет,- 19 терпением вашим спасайте души ваши.
Чтение Апостола. Второе послание к Тимофею святого апостола Павла, глава 3, стихи 10–15:
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшний день на языке нашего богослужения называется Неделей о Мытаре и фарисее, с этого дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. А название — «Неделя о Мытаре и фарисее» — взято из соответствующей евангельской притчи, которая сегодня читается за литургией. Этому чтению непосредственно предшествует апостольское чтение. Вполне естественно, что оно также связано с основной темой сегодняшнего дня: с темой праведности. Что такое праведность? Как она реализуется на практике? Каковы видимые последствия праведности?
По мнению фарисеев, которых обличает евангельская притча Христа Спасителя, праведность состоит в скрупулёзном исполнении внешних религиозных предписаний: когда и как молиться, когда и чем питаться, какую одежду носить и так далее. Если человек тщательно исполняет эти предписания, то он может быть спокоен: Бог его благословит и устроит его жизнь самым наилучшим образом. Это просто, это понятно, это популярно. А если что-то в жизни человека идет не так, если он страдает, то значит, что он в чем-то виноват, что у него есть какие-то грехи, от которых необходимо очиститься. Надо с горечью признать: схожие воззрения весьма живучи, многие из христиан воспринимают христианство точно также — как способ достижения благоденствия здесь и сейчас. Впрочем, это неудивительно: мы плохо знаем Новый Завет и потому некоторые крайне важные слова Христа нам либо вовсе не знакомы, либо они ускользают от нашего внимания. Например, вот эти слова Христа из Евангелия от Иоанна: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Господь совершенно ясно говорит, что любой, кто решит пойти за Ним, будет жить в скорби. Апостолы пошли, проверили и, действительно, погрузились в скорбь, которая была выражена в виде самых разных испытаний. О чем и пишет в нынешнем отрывке апостол Павел. Здесь же он повторяет и пересказывает слова Христа: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Почему так происходит?
Во-первых, потому что любой христианин в таинстве крещения пи свидетелях декларирует свои намерения на борьбу со злом, но не с каким-то абстрактным злом, а со злом персонифицированным — с отцом лжи и греха диаволом. По сути, он вызывает это существо на бой. А существо откликается и принимает брошенный вызов.
Во-вторых, Бог нам ничего не должен. Он абсолютно свободен. К свободе же Он призывает и всех тех, кто найдет в себе мужество последовать за Ним. А разве свободна та любовь, которую нужно покупать? Пока человек находится в тех отношениях, которые выражены как «Ты — мне, я — Тебе», о свободе не может быть и речи.
Послание апостола Павла к Римлянам, глава 8, стихи 28–39:
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение — это удивительный гимн Божией любви и заботе, который начинается с разговора о любви человеческой. Это кажется странным, ведь Бог выше и важнее людей, но педагогически это очень верно. После грехопадения человек закрылся в своём внутреннем мире, как рак-отшельник в своей раковине. Он может общаться, может быть в самом центре внимания и при этом никого не пускать в своё сердце. Бог любит всегда — потому что Бог есть любовь, но воспринять эту любовь человек может только тогда, когда сам любит Бога, когда открывается Ему. Все мы имеем опыт конфликта и закрытости перед лицом другого. Все мы знаем, что человека можно заставить говорить, можно заставить действовать, но нельзя заставить любить и быть полностью открытым. Он может сделать это только самостоятельно. Именно поэтому отрывок о любви Божией начинается со слов о человеке. О том, что для него, если он любит Бога, всё происходящее оказывается полезным, потому что приводит к благу. Стоит помнить, что апостол пишет это не тем, кто живёт среди христиан, не жителям Византии или Российской империи. Он пишет это небольшой общине, которая находится в центре языческого мира. Он пишет тем, кто каждый день проживает под страхом гонений и казни.
При этом апостол довольно много внимания уделяет вопросу призвания и даже предопределения, так что может показаться, что Бог одних сотворил для спасения, а других для погибели. Однако если всё сказанное апостолом рассмотреть в контексте Писания окажется, что Христос за всех умер, значит Он всех возлюбил, всех призвал и всех оправдал, в том смысле, что для всех открыл путь к Отцу, но вот прославил и прославит только тех, кто ответил Ему взаимностью. Ведь всякий знает, что нельзя сделать человека счастливым насильно.
Итак, Бог сделал всё для того, чтобы нас спасти. Его любовь и забота о нас так велики, что никто и ничто, никакие внешние обстоятельства не могут нам помешать. Апостол так и спрашивает: «Если Бог за нас, кто против нас?» Задумывались ли мы когда-нибудь об этом в таком ракурсе? Мы воспринимаем Бога как начальника, который смотрит на нас сверху вниз, как преподавателя, который дал нам контрольную работу и строго следит за тем, чтобы мы не списывали. Но Господь относится к нам совершенно иначе. В самых трудных ситуациях, в скорби и тесноте, в гонениях и в голоде, в нищете и на войне, в гуще событий, с которыми мы не можем справиться, нам стоит помнить, что Бог хочет нас спасти и даёт нам силы преодолеть испытания. Апостол уверен: ничто из тварного мира не может отлучить нас от любви Божией во Христе. Конечно, ситуации могут быть разными. Мы сами можем своей жизнью от этой любви отказаться, сами можем закрыть своё сердце. И всё же, даже тогда, когда мы сбились с пути и кажется, что идём в другую сторону, память о любви Бога и Его желании нас спасти, поддержат нас и укажут нам дорогу к Нему.
О воскресном чтении Евангелия в Неделю о мытаре и фарисее
"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь". Фарисеи считали, что Богу угодны те люди, которые исполняют внешние дела благочестия - постятся, регулярно посещают храм, блюдут букву Закона. В этом спасение, считали они. А о чистоте души, делах любви, неосуждении, они не заботились. Апостол Павел так описывает их: «Люди самолюбивые, сребролюбивые, гордые, надменные, злоречивые, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся» (Тим. 3:2-5).
Фарисей самодовольно встал в передней части храма и обратился к Богу так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю". Все свои добродетели, пусть и только кажущиеся, фарисей приписывает себе, но не Богу.
Мытари это те, кого ненавидели иудеи. Они собирали с богоизбранного народа налоги в пользу римских оккупантов. Не жалели и бедняков, забирая у тех последнее. Кроме того, они брали лишнее чтобы обогатиться самим. Презрительное отношение окружающих и собственная совесть обличали мытаря. Он понимал, что по справедливости должен быть осужден, надеяться остаётся только на милосердие Божие. Потому "стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику"!
Господь заключает притчу словами: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".
Фарисейство свойственно каждому из нас. Себя мы оправдываем, ближних осуждаем, мы высокого мнения о себе. Внешнее исполнение закона гораздо важнее для нас внимательной духовной жизни, заботы о чистоте помыслов. Нередко люди переживают, можно ли причащаться - вчера съела конфет или рыбу. А о том, что вчера ругались, не помогли кому-то, искренно переживают не многие. Молитвенное правило вычитано все и человек идет к причастию, а молился ли, или ни минуты не обращался к Богу ни дома ни во время богослужения? «Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь», говорил архимандрит Павел (Груздев).
Добродетель совершаемая втайне часто непонятна нам. Фарисей тешит самолюбие, а мытарь в покаянии наоборот испытывает к себе неприязнь. Фарисей делает добрые дела для себя - у него повышается самооценка, уверенность в своём спасении, он чувствует себя учителем, который вправе судить других. Но основа по настоящему добрых дел это чувство противоположное - самопожертвование. По сути, фарисей сделал из себя кумира. Через внешне добрые дела он удаляется от Бога, а не приходит к Нему, как должно было бы быть. Он не ощущает все более нужды в Спасителе, но чувствует себя спасенным.

Особенности седмицы
Седмица «сплошная», то есть отменяется пост в среду и пятницу. Потому в просторечии седмица мытаря и фарисея называется «неделей всеядной».
Отменяется уставный пост на этой неделе для предостережения от фарисейской самоуспокоенности. Когда человек формальным предписаниям Церкви (посту, посещению храма, чтению молитвенных правил) отдает много сил. И позволяет себе по этой причине свысока смотреть на других и осуждать их. Забывая, что Господь смотрит не только на поклоны в храме, но и в сердце человека.
На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит верующих смирению и покаянию. Учит не хвалиться исполнением правил Устава и заповедей Господних. Показывает, что пост и молитва спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием.
Нет комментариев