ПИСЬМА ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА ОПТИНСКОГО, ИСПОВЕДНИКА.

ЗАПИСКА №14(44)
... Да хранит их Господь под кровом благости своей. Молитвенно помню о всех по силе моей. Разлука, постигшая нас по воле Божией, не мешает мне быть в духовном общении со всеми вами, дорогими моему сердцу. Надеюсь, что и я не забыт вами в молитвах ваших. В вещественном же отношении я доселе не забыт вами с избытком. Усердно благодарю. За все – слава Богу. Чувствую милость и помощь Божию. Да не оставит и вас всех Господь Бог милостию Своею. Прошу прощения, что не могу прислать какого-либо утешения при всем моем желании. Желание сердца моего приимите и простите. Не могу писать всем, поэтому и пишу тебе и вместе всем. Старичкам [1] моим мир и Божие благословение. Да утешит их Господь. Прошу их молитв святых. Предаюсь воле Божией премудрой, всеблагой. Эта преданность воле Божией и успокаивает, и утешает. Прости.
[Тюрьма, 1927 г.]
ЗАПИСКА №15(45)
Все получил. Спаси Господи. Усердно благодарю. Всем мир и Божие благословение. Всех поздравляю с праздником Рождества Христова и сердечно желаю всем всех милостей Божиих. О всех молюсь. Я все время здоров; не болел ни одного дня; но каменное помещение влияет на мой ревматизм. Слава Богу за все. Да утешит вас Господь. Почивших да упокоит Господь. Грешный Иеромонах Никон. В камере очень тепло. Спаси Господи.
21 декабря/3 января 1927/8 г.
Иер. Н.
ЗАПИСКА №16(46)
Все получил. Спаси Господи. Благодарю за поздравление и взаимно поздравляю. Всем мир и Божие благословение. Да утешит вас Господь в скорби вашей. Помню. Молюсь о вас.
25 декабря/7 января 1927/28 г.
Грешный Иеромонах Никон.
ЗАПИСКА №17(47)
Мир всем и Божие благословение.
По воле Божией придется нам расстаться. Этап приблизительно через месяц. Надо все приготовить в дорогу. Прилагаю список вещей, нужных мне. Если что еще потребуется мне, напишу дополнительно. Деньги берегите. Не тратьте их на лишние поездки, и передачу давайте мне попроще. О. Геронтию добиваться свидания не советую. Я спокоен, скорблю лишь за вас. Слава Богу за все. Пришлите нашатырного спирта половину, как прошлый раз. Пришлите киселя немного и не очень сладкого [2]. Да хранит вас всех Господь. Не унывайте. Молюсь за вас.
Грешный Иеромонах Никон.
Список вещей в дорогу
1. Мешок большой из парусины с постромками для ношения за плечами (надо сшить). 2. Ватные штаны по мерке клетчатых (надо сшить). 3. Легкий подрясник. 4. Меховой подрясник. 5. Легкую епитрахиль. 6. Сапоги кожаные толстые мои и калоши к ним. 7. Валенки-сапоги. 8. Шарф. 9. Башлык. 10. Чулки шерстяные длинные и не узкие. 11. Чайник маленький эмалированный (у меня был). 12. Столовую ложку медную прочную. 13. Валенки-ботинки (у меня были в келлии). 14. Две зубные щетки прочные, костяные, жесткие (присланная возвращается). 15. Параман. 16. Трое четок простых (у меня их было много). 17. Варежки (рукавицы) шерстяные, вязанные, а отдельно от них, на них сверху надевать сшейте из сукна рукавицы, чтобы тесны не были. 18. Меховую шапку, чтобы тесна не была.
[1927/28 г.]
ПИСЬМО №18(48)
Всем чадам
Божие благословение да пребывает над вами, чада мои, и всеми близкими мне во веки. Да хранит всех вас Господь Бог под кровом Своей милости и благости.
Сообщаю вам о себе, что я жив и здрав. Пока все благополучно. Я все более и более убеждаюсь, что скорбию, в полном смысле этого слова, приходится признать не то, что нас постигает скорбное по внешности, а то, что мы испытываем и переживаем по душе. Если на душе мирно и спокойно, то и все внешнее легко переживается. И я должен благодарить Господа Бога, что доселе мир душевный меня не покидает. Скорбно мне за вас, но сознание, что все совершается по воле Божией, утешает меня и в этом. Мы все в руках Божиих – и вы, и я. Пишите мне о всем, что мне дорого, но кратко, не более одного почтового листа. Правила для писем у нас таковы: получить я могу несколько писем в неделю, но сам могу каждую неделю написать не более одного листа почтового, на имя одного кого-нибудь (одно письмо). При случае когда-нибудь можно прислать, если у меня осталось, пару или две белья, ибо ожидать частой стирки не приходится. А также еще какой-нибудь плащ, парусиновый, холщовый или иной, для работы и других нужд вообще. Какой был у меня, остался у Бориса, да он мне и узок был. Из съестного все необходимое можно купить. За все слава Богу. Всех вас помню и молюсь о всех. Прошу прощения у всех, кому я остался что-либо должен или деньгами, или вещами, или неисполненными обещаниями. Простите Бога ради.
[1929 г., Соловки – ?].
ПИСЬМО №1(49) [3]
О. Кириллу (Зленко) [4]
Честнейший о Господе о. Кирилл!
Мир тебе и Божие благословение. Я тебе уже послал одно письмо, пишу другое. От вас ни от кого не получал. Мамаша видимо приближается к кончине. Прежде у нее были моменты сознания, теперь уже нет. Очень хорошо она меня узнала на 2-ой день моего приезда. Очень приветливо улыбнулась и, взяв мою руку своей рукой, целовала мою руку. Теперь не открывает глаз и сердце слабеет, дыхание неровное. Поэтому я думаю еще пожить несколько дней, ожидая ее кончины. Чувствую себя как-то грустно. Никогда я не чувствовал себя таким чужим в своей семье, как этот раз. Думаю по двум причинам происходит это. Мамаша – связующее звено. Ее среди нас нет. Это первое. Второе – нет отклика моему настроению в окружающих. Мне кажется, что я еще никогда не слышал и не участвовал в таких разговорах, какие я слышу. Костюмы женщин и дома, и в церквах, и на улице – возмутительны. У детей совсем не детские разговоры. Родные по плоти – чужды по духу. Мне кажется, что я никак не согласился бы жить в семье, и думаю, почему это некоторые иноки или инокини просятся у меня на родину? Куда? Зачем? О неразумие! И я приглядываюсь к сатанинской хитрости. Сначала все это мирское противно, потом привыкает человек, потом ему начинает нравится, ибо все обращено на чувственность, которая есть у каждого человека. И оживает человек для мирской жизни, от которой отрекся, которая приносит для инока смерть душевную. Бедна жизнь в Козельске, и в нем ходят так же полураздетые, но по сравнению с Москвой – благодать, а главное, есть люди единодушные, с коими можно говорить откровенно.
Да хранит всех вас Господь. О. Геронтию и всем чадам моим духовным мир и Божие благословение. Все ли живы и здоровы? По силе моей о всех молюсь и прошу у всех и у тебя св. молитв. Прости.
Грешный Иеромонах Никон.
8/21 июня 1926 г. Москва.
М.И. привет мой.
ПИСЬМО №2(50)
Преосвященному [5]
Ваше Преосвященство,
милостивейший отец и архипастырь!
Припадая мысленно к стопам вашим, усердно испрашиваю Ваших святительских молитв и архипастырского благословения. Приношу Вам, Владыко святый, мою смиренную благодарность за Ваше внимание к моей худости и Вашу любовь. Я их ничем не заслужил пред Вами и приемлю их от Вас, как проявление милости Божией. Спаси Вас Господи! Ниспосланное приемлю покорно, как волю Божию. Доселе Господь дает мне силы душевные и телесные к перенесению всего. Я покоен. Помолитесь, дабы милость Божия и впредь не оставила меня. Помолитесь, Владыко святый, и за чад моих духовных – они скорбят несравненно больше меня. Простите, Бога ради, за все и не забудьте в молитвах Ваших Вашего недостойного послушника грешного иеромонаха Никона.
[Из ссылки, 1929 г. – ?].
Нет комментариев