Фото автора (иерея Георгия Максимова)Не нужно при этом вдаваться в другую крайность. А то нас часто в крайности бросает: либо на всех смотреть как на святых, либо на всех смотреть как на последних грешников.
Я предлагаю смотреть на тех живых насельников или насельниц монастырей, просто как на старших братьев или старших сестер в вере. У нас есть хорошие христиане среди монашествующих, я сам знаю таких, и нередко получал пользу от общения с ними. И вы, скорее всего, если вы миряне, отправившись в монастырь и общаясь там с монашествующими, скорее всего увидите человека, который больше знает о духовной жизни, больше читал, больше слушал, больше прошел по этому пути, чем вы.
И весьма вероятно, что вы сможете узнать, услышать, или увидеть что-то полезное в том, что он говорит, как он говорит, как он действует. Но при всем этом он по-прежнему человек, у которого есть свои немощи. Это человек, который еще на пути, который еще борется, и об этом не нужно забывать, даже в случае самых лучших монашествующих, которых вы можете встретить.
К сожалению, можно встретить в монастырях не только искренних людей, не только хороших христиан. Можно встретить и людей поврежденных, людей злонамеренных. С печалью и болью приходится это говорить, но всякое бывает.
И если вдруг вы из общения с монашествующими увидите или услышите что-либо смущающее вашу христианскую совесть, просто бегите оттуда как можно скорее. Придите к своему духовнику, к священнику, которому регулярно исповедуетесь, и спросите его о таких вещах, которые вас смутили при посещении какого-то монастыря, или при жизни в каком-то монастыре в качестве трудника или трудницы.
Также хочется сказать еще об одном вопросе. Время от времени мне его задают: кого Вы можете посоветовать как старца, прозорливого, к кому поехать за вопросом? Скажу то, что у меня на сердце, исходя из всего, что я знаю:
В России сейчас старцев нет.
И если вам, когда вы слышите эти слова, вспоминаются какие-то известные имена, которые на слуху, люди, к которым ездят и сидят в очередях, и вы меня спросите: а как же вот эти или вот эти имена?
То я вам скажу еще раз: в России нет сейчас никаких прозорливых духоносных старцев. Ко всем тем, к кому ездят и высиживают в очередях, я лично никому из своих близких не посоветую ездить.
У нас были старцы еще в 90-е годы, но думаю, что по грехам нашим Господь отнял у нас старцев, нет у нас сейчас старцев. Я не сомневаюсь в том, что есть духовные люди, подвижники, обладающие дарами от Бога. Но я думаю, что такие люди не на слуху, не на виду, к ним не сидят в многочасовых очередях.
Мы все, современные христиане, немощны и больные, и епископы и священники, «от них первый есмь аз» – немощный и больной. И миряне, и монашество тоже у нас, к сожалению, немощное и больное.
Это вовсе не означает, что нужно из-за этого гнушаться монашествующими или осуждать - ни в коем случае. Все мы немощные и больные, и бежать к Господу не можем, и идти не можем, ну хоть как-то ползем и испрашиваем помощь Божию на этом пути, чтобы хотя бы ползти в сторону Царствия Небесного.
Я это все пишу просто для того, чтобы смотреть на вещи, не идеализируя их. Святости в Церкви нашей православной хватает, но святость от Бога, а не от людей. В том, что касается людей, здесь мы все в большей или в меньшей степени хромаем.
Но помимо людей просто немощных, которые являются искренними христианами, однако не совершенны в чем-либо, в монастырях можно встретить и еретиков, и прельщенных, можно встретить и явных злодеев, волков в овечьих шкурах. Всех их можно встретить не только в монастырях, разумеется. Но просто человек новоначальный меньше всего ожидает встретить их в монастыре.
Многие, слава Богу ездят, и никогда не встречаются с такими. Но бывает, увы, люди встречаются и страдают от встречи вот с такими людьми. Поэтому здесь совет простой: если вы чувствуете, совесть подсказывает, что здесь что-то не то в этом монастыре, что-то не то вам говорят, то это чувство не спешите давить мыслями: ну они же монахи, им лучше знать... А лучше посоветуйтесь об этом со священником, который вас знает, которому вы регулярно исповедуетесь, или же просто он авторитетный для вас священник.
Расскажите: я был или была в таком-то монастыре, и там мне сказали то-то, как к этому относиться? Может быть, ваше смущение беспочвенно, тогда так священник вам и скажет. Но если даже они и были беспочвенны, то такая осторожность не повредит, и грехом не является.
Думаю, что многие монашествующие со мной тоже в этом согласятся.
Иерей Георгий Максимов
Комментарии 3