Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности многих народов.Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты. Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос.А сейчас собственно технология:Войлок. Для этого шерсть укладывали слоями на циновку, ткань.Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.Потом Войлочный валик зашивали в кожу или в прочную тканью привязывали к гужевому скоту, который протаскивал около 2км.Войлок - один из сакральных элементов юрты. Описывая жилище бурята, монгола, нельзя не остановиться на этом изделии более подробно. Войлок - изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Валяние войлока - способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Кавказа, Карпат, Балкан, Ирана, Афганистана. Древнейшие, сохранившиеся до наших дней изделия из войлока - ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы У1-У вв. до н.э.), из курганов Ноин-Улы (Монголия, гунны П-1 в. до н.э.).Основным сырьем служит овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, козьей, верблюжьей шерсти, конский волос и волос, выпадающий при линьке крупного рогатого скота. Больше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее - из летнего. У бурят, проживающих в холодных климатических условиях Сибири, овец стригли один раз летом.Виды изделий: все виды покрытия для юрты, одежда (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог), войлочные ковры, матрасы, детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов.У кочевников июнь - пора стрижки овец и обработки шерсти. Настоящий праздник труда представляли процессы, связанные с катанием войлока, участниками которого были в основном женщины. Перед тем как приступить к работе, полагалось дать «угощение» шерсти, идущей на изготовление войлока. Ее кропили молоком - «сагаалуулха», что означало очищение её от всяческой скверны. Овечьей шерсти приписывались магические свойства, поэтому верили, что войлок не всегда скатывается, если какой-то элемент ритуала не соблюден. В частности, при катании войлочной подстилки четыре угла его «разваливаются», не поддаются катанию в том случае, если к нему притронулась женщина, у которой нет «гармонии с шерстью».Считалось, что в войлоке заключается нечто сверхъестественное (hэеы ехэ юм). В ряде сакральных ситуаций использовался только белый войлок без примесей других оттенков: халха-монголы, казахи поднимали на белом войлоке вновь избранного хана, ханские юрты покрывались только белоснежным войлоком. Для придания особой белизны шерсть выдерживали в специальном растворе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3