Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь логопеда .
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
- зеркало не обязательно настенное можно просто на ножке , чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
-«картинки » различной тематики (животные, цветы, деревья кусты и т.д., «Посуда», «Мебель» и т.п.).
-Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
-Разрезные картинки из двух и более частей.
-Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
-Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
-Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
-игры на развитие мелкой моторики,
-артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
-игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Развитие фонематического слуха
1.Этапы работы по дифференциации тихого и громкого звучания:
знакомство с предметом (или его изображением) и звучанием;
слушание за ширмой (или экраном) с четким указанием;
угадывание по звучанию.
2.Этапы формирования фонематического компонента:
различение изолированных фонем (звуков);
различение звукоподражаний;
различение слогов, сходных по звучанию.
- дифференцировать на слух гласные звуки А-О; напевно их произносить; играть с небольшой куклой (укладывать ее спать); получать радость от совместной игры с мамой.
-дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их в разном темпе : дифференцировать близкие по звучанию слоги (ба-бо); вырабатывать умение произносить слоги в разном ритме; (медленно, быстро);(Например: мячик прыгает- па, барабан- ба)
-различать сходные по звучанию звукоподражания (му- ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова);
3. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.
Играя со звучащими игрушками, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (длинные -короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие - тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.
-Учить отбивать ритм (на барабане, в ладоши, на столе…) I I I I I I I I I I II и.т.п
4.Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками различать близкие по звучанию слова: «мама»—«Маня», «папа» — «баба», «деда» — «дядя»; различать близкие по звучанию звукоподражания: бам-бум-бом; произносить звукоподражания; : различать близкие по звучанию звукоподражания: «кап-кап», «куп-куп» различать похожие по звучанию слова: «кошка—ложка», «утка—дудка», «щенки—венки», «овечка—колечко»; «шарик—фонарик», «хлопушка—петрушка», «мышка—мишка»; «шапка—шубка», «Машутка—Мишутка»; «мишка—мышка», «суп—зуб»; «крыса- крыша», «санки- танки»…: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту»(поезд), «ду-ду-ду»(пароход), отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; «пи-пи-пи», «би-би-би»..
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Продолжение ,,,,,,,
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев