читайте ниже
Авторы "библии" спортивной психологии ("Foundations of sport and
exercise psychology") Robert Weinberg и Daniel Gould называют одним из
пяти ключевых навыков для спортсменов навык постановки целей.
Более
чем 90% общих психологических исследований по этому вопросу показали,
что постановка целей имеет последовательное и мощное воздействие как на
поведение детей начальной школы, так и ученых, как на мозговой штурм,
так и на погрузку бревен на грузовик.
ТРИ ТИПА ЦЕЛЕЙ:
1.
Цели, ориентированные на результат (достижения). Как правило,
акцентированы на соревновательный результат: победа в забеге, завоевание
медали, превосходство над соперником по числу набранных очков. Таким
образом, достижение этих целей зависит не только от ваших усилий, но и
от способностей и игры соперника. Вы можете сыграть лучший в своей жизни
матч на теннисном корте и, тем не менее, проиграть, следовательно, не
достичь поставленной цели — выиграть матч.
2. Цели, направленные
на улучшение собственного результата. Т.е. они направлены на достижение
уровня в сравнении с предыдущим. Именно поэтому такие цели отличаются
большей гибкостью и контролируются вами. Например, если вы футболист, вы
можете поставить цель увеличить процент забитых пенальти с 70 до 80.
Достижение целей, связанных с деятельностью, не зависит от действий
вашего соперника, а зависит только от вас. Кроме того, эти цели, как
правило, ассоциируются с меньшими уровнями тревожности и более высоким
уровнем спортивных достижений во время соревнований по сравнению с
целями, связанными с результатами. Поэтому спортсменам рекомендуют
отдавать предпочтение постановке именно таких целей.
3. Цели,
ориентированные на процесс. Спортсмен делает акцент на правильности и
технике выполнения конкретного технического элемента во время
тренировки. Исследование Кингстона и Харди (1997) показало, что
процесс-ориентированные цели оказали позитивное влияние на
эффективность, когнитивную тревожность и уверенность гольфистов.
КЛЮЧЕВОЕ ПРАВИЛО ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
Цели,
ориентированные на результат помогают поддерживать мотивацию в период
подготовки к соревнованиям в межсезонье (например, неприятные мысли о
поражении сопернику мотивируют тренироваться спортсмена усерднее).
Однако, сосредоточение на достижениях непосредственно перед или во время
соревнований часто повышает тревожность и вызывает отвлекающие мысли
(например, спортсмен слишком много внимания уделяет результату игры и не
обращает внимание на план на поединок). Исследование Муслена и Харди
показало, что спортсмены, которые ставили процесс-ориентированные цели,
которые помогали им фокусироваться на общих ощущениях отрабатываемых
навыков (например, направление и скорость движения, силу отталкивания,
гладкость поверхности), преодолевали тревогу наиболее эффективно.
Цели совершенстования навыка и цели процесса играют большую роль, потому
что их можно более точно настраивать (увеличить точность с 80 до 82%),
чем это можно сделать с целями результата (ты либо выиграл, либо
проиграл). Первые цели также в гораздо меньшей степени зависят от
поведения соперника. По этим причинам данные цели очень полезны для
спортсменов в период соревнований, хотя их также надо использовать и на
тренировках.
Исследование Филби, Мейнорда и Грейдона показало,
что комбинация стратегий постановки целей дают лучший результат, чем
постановка одного из типов целей. В заключении они сказали, что
спортсмены должны расставлять цели по приоритетам и что разные типы
целей могут быть более эффективными в разное время (например,
соревнования vs практика).
Правило:
"ДЛЯ КАЖДОЙ ЦЕЛИ ПЕРВОГО
ТИПА ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТАВИТЬ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ТИПОВ,
КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ К ТАКОМУ РЕЗУЛЬТАТУ."
P.S. Ставьте правильные цели, лайки и делайте репосты! https://vk.com/sportpsyvrn
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев