Исторически XVII век в России характеризуется расширением и углублением политических и культурных связей с близлежащими и дальними странами. Это обстоятельство способствует усилению влияния культурной жизни стран Западной Европы на русское искусство, и в частности на русскую живопись 17 века. Также следует отметить такую важную особенность художественной жизни России этого периода, как централизация управления художественной культурой. Лучшие архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства состояли в Приказе каменных дел и Оружейной палате в Кремле. Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. Оружейная палата играла роль своеобразной школы, где находились лучшие мастера различных видов искусства, в том числе и живописи 17 века. Для всех земель Русского государства Москва стала своеобразным центром, который определял направление развития искусства России. Естественно, это не исключало развития художественных школ в регионах, еще придерживавшихся норм старого искусства. Оружейная палата стала источником новшеств в искусстве, где создавались произведения, свидетельствующие о преодолении древних канонов. Следует отметить, что в Оружейной палате работали не только русские мастера, а также иностранные художники, получившие образование в Европе.Среди русских художников следует отметить Симона Ушакова и Иосифа Владимирова, которые, следуя общеевропейской тенденции, стремились преодолеть каноны и принципы средневекового искусства. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека. Исходя из этого меняется роль произведений живописи: икона теперь является не только священным изображением, но также и предметом любования.Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». Во многих росписях, в том числе и церковных, религиозная тема отходит на второй план, что особенно становится заметно во второй половине столетия. Русских художников все более интересуют бытовые и исторические подробности, реальная сторона сюжета произведений. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации. Изменения также затронули и иконопись. Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи.
Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Мастера этой школы создавали произведения небольшого размера, которые предназначались для домашних молелен. Известные нам произведения этого стиля иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличаются тщательностью отделки с использованием драгоценных металлов. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Воин, одетый в красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ, изображен утонченным и изящным рыцарем. Обращает внимание изысканность сочетаний красок, тщательная проработка деталей и миниатюрная выписанность лица и рук. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг.) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).Начиная с середины XVII века работали иконописцы, в работах которых впервые в русском искусстве проявились реалистические черты. Конечно, это все относительно, и пройдет еще два столетия, прежде чем в русской живописи реализм станет главным направлением. Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. И хотя окончательно Ушаков не преодолел условность старого иконного письма, стремление к реальному правдоподобию, обнаруживали в своих работах также и другие художники Оружейной палаты, среди которых Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин, в дальнейшем оказало значитеное влияние на русское искусство.Новые веяния в русской живописи 17 века отчетливо проявились в «парсуне» (происходит от слова «персона»), ставшей начальным этапом становления реалистического портрета. В иконописи и в росписях этого периода мы все чаще встречаемся с изображениями реальных людей, соответствующим канонам иконного письма. В парсуне же главной задачей мастера являлась наиболее точное отражение характерных черт персонажа, в чем художники неплохо преуспели. К лучшим произведениям данного направления можно отнести изображения царя Федора Иоанновича (вторая четверть XVII века, ГИМ), князя Скопина-Шуйского (вторая четверть XVII века, ГТГ)», Ивана IV (вторая четверть XVII века, Копенгаген, Национальный музей).
Нет комментариев