На улицах Мадрида, Барселоны, Севильи и других городов Испании царит такое же брожжение, которым был охвачен Баку после первой открытой вылазки армянских сепаратистов в Степанакерте (нынешний Ханкенди).
Однако, в отличие от карабахских армян, каталонцы охвачены идеей фикса последние 150 лет. Если считать их вызов 1871 года, когда они впервые попытались отделиться от Испании. К слову, тогда назревающий конфликт удалось погасить путем переговоров.беспорядки в Испании, сегодня собственно, подавляющее большинство граждан Испании требует того же, чего безуспешно добивались с 1987 года азербайджанцы - единства страны и уважения конституции. Народное волеизъявление на улицах Испании схоже с азербайджанскими даже в нелицеприятных выкриках и лозунгах в адрес центрального правительства. Действия центрального правительства становятся все более решительными и жесткими: закрыт колл-центр, занимавшийся технической поддержкой каталонских сепаратистов, та же участь постигла большую часть школ, где намечено было провести голосование. Единственное отличие нынешнего испанского гражданского противостояния от бакинского конца 80-х: полиция, как и положено, не церемонится с радикалами и провокаторами, которыми кишмя кишат ряды демонстрантов и митингующих. Помнится, их азербайджанские коллеги в большинстве своем не скрывали своих симпатий к народофронтовцам и исподтишка им подыгрывали. Ну это, так сказать, национальная специфика беспорядки в Баку, 1991 год. А в остальном – сепаратизм, он и есть заговор против государства и конституции. Заговорщики не могут быть в ладах с эволюцией. Делая ставку на силу, они понимают только язык силы. Как это надо делать в свое время, продемонстрировали Сталин в СССР и Франко в Испании.
Кстати, Великобритании удалось удержать Северную Ирландию не без силовых приемов и достаточно длительных. Тот факт, что утвердившаяся на постсоветских странах демократия, мягко говоря, специфична, а социальное расслоение общества на бедных и богатых углубляется, только подтверждает старую мысль о неготовности упомянутых стран к декларируемым преобразованиям.
Каталония демонстрирует миру, что сепаратистская угроза вполне реальна и на европейском континенте. Если, разумеется, вовремя ее не остановить. Вот это-то обстоятельство особенно огорчает Ереван и его выкидыша, названным арцахом. И есть отчего – надежды на то, что сепаратизм поползет по странам Европы, по угасли. Жаль. Другое дело, если бы вслед за независимостью каталонские сепаратисты в полном соответствии со взглядами своих идеологов потребовали присоединения к Каталонии земель департамента Восточные Пиренеи и прилегающих районов Франции. Ведь они считаются истинно каталонскими еще со средневековых времен.Что там говорить, решение каталонской проблемы на карабахский манер может опалить весь европейский континент, считают некоторые политологи. И в связи с этим напоминают о потенциально сепаратистских «точках»: Северная Ирландия (кстати, умиротворенная после длительной войны как и американские мексиканцы), Шотландия, Уэльс. К ним подверстываются польские претензии к своим соседям, итальянские, французские территориальные проблемы – все то, что досталось в наследство европейцам от Второй мировой войны. И под этот историко-географический ландшафт подгоняется идеология неизбежности очередного мирового переустройства.Что и говорить – мировое сообщество нуждается в реформации. Но не по указке одной глобальной державы. Если согласиться с изменением миропорядка под контролем США, что, на мой взгляд, невозможно, то мир получит супер империю, десятки Каталоний и арцахов на просторах Европы и России. Надо ли говорить о том, что кончится этот международный эксперимент тем, что США просто рухнут под тяжестью неподъемных проблем, которые они на себя взяли. Это не нужно ни Вашингтону, ни Брюсселю. Следовательно, понимание того, что сепаратисты - плохие союзники, в деле взятия под контроль нужные геополитические пространства зреют. Другое дело - какие формы и инструментарий будут применены для реализации американских планов. Скорее всего, этот вопрос актуализируется и его решение будет найдено после Трампа. А это потребует выработки единого взгляда на проблему, дабы независимость, как минимум, не подменялась вооруженным расчленением международно признанных государств. Короче, менять надо не сложившееся мироустройство, оно всегда было и будет несовершенным, а способы достижения независимости. А это зависит от того, смогут ли люди выработать эволюционные пути обретения независимости, отказавшись навсегда от старого, как мир, способа – ставки на силу. Увы, события в Каталонии кто-то незримый подталкивает именно в этом направлении. При том, что никто внятно не объяснил: в чем порочность или недостаточность каталонской автономии, существующей с 1979 года.
Обвинения в том, что Мадрид обворовывает автономию, просто несостоятельны. Как несостоятельны были истошные крики в Степанакерте о том, что армянам не разрешают говорить на родном языке. Как тут не сказать о том, что ныне карабахские армяне со вздохами вспоминают о жизни в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. Со вздохом и шепотом…
Комментарии 7
Финансовый кризис в Испании обострил отношения между центральным правительством, которое начало проводить политику строгой экономии, и автономными регионами страны, бюджеты которых демонстрировали хронические дефициты[2]. При этом отношения между Мадридом и Барселоной стали особенно напряжёнными после того как работники Департамента Экономики Каталонии подсчитали что Каталония как субъект королевства подвергается бюджетной дискриминации. Так в 2010 году каталонцы
внесли в бюджет Испании налогов на суммы в размере 118,5% к
общенациональному уровню, но при этом получили субсидий на суммы,
которая составляла 98,9% от среднего по стране уровня[7].
В результате, согласно данным соцопросов впервые за всю историю
автономии число сторонников независимости Каталонии от Испании превысило
планку в 50% от всего электората[7].
Помимо субсидиарно-налогового дисбаланса Каталония также в известной
...Ещёстепени испытывает на себе негативные последствия от того что её
экономический п
Финансовый кризис в Испании обострил отношения между центральным правительством, которое начало проводить политику строгой экономии, и автономными регионами страны, бюджеты которых демонстрировали хронические дефициты[2]. При этом отношения между Мадридом и Барселоной стали особенно напряжёнными после того как работники Департамента Экономики Каталонии подсчитали что Каталония как субъект королевства подвергается бюджетной дискриминации. Так в 2010 году каталонцы
внесли в бюджет Испании налогов на суммы в размере 118,5% к
общенациональному уровню, но при этом получили субсидий на суммы,
которая составляла 98,9% от среднего по стране уровня[7].
В результате, согласно данным соцопросов впервые за всю историю
автономии число сторонников независимости Каталонии от Испании превысило
планку в 50% от всего электората[7].
Помимо субсидиарно-налогового дисбаланса Каталония также в известной
степени испытывает на себе негативные последствия от того что её
экономический потенциал не соответствует политическому весу внутри
Испании: производя до 19% и выше ВВП страны Каталония посылает лишь
строго фиксированные 13,4% депутатов (47 из 350) в Палату представителей
(Конгресс) Испании и соответсвенно не может инициировать практически
никакие реформы которые пошли бы на благо автономии[8].