🎨
Автор: Ф.Рерберг
Рисунок под живопись
У нас еще крепко держится мнение, будто масляная живопись — самая простая и легкая, что в ней безнаказанно можно сделать любые поправки. Мнение это крайне ошибочно. Картины и выглядят плохо и преждевременно гибнут чаще от неумелого выполнения, чем от плохого материала.
Как же надо браться за масляную живопись, как исполнять масляную картину?
На приготовленном для картины холсте, доске или бумаге прежде всего устанавливают композицию картины и рисуют контуры фигур, предметов и пр.
Рисовать контур на грунтованном холсте лучше всего углем. Уголь легко стирается с грунта тряпкой и позволяет сделать законченный рисунок.
Но рисунок углем надо закрепить на грунте. Писать красками по незакрепленному рисунку не рекомендуется. Уголь будет смешиваться с краской и грязнить ее и, кроме того, препятствовать прилипанию краски к грунту, образуя слой угольной пыли между грунтом и краской.
Чтобы устранить это неудобство, угольный рисунок обводят карандашом, графитом, сангиной или жидко разведенной скипидаром масляной краской, после чего уголь смахивают с поверхности холста. Угольный рисунок можно и зафиксировать на холсте, но в этом случае надо подумать о составе фиксатива, чтобы между грунтом и масляной краской не получить разъединяющего их слоя.
Нельзя при масляном грунте применять клеевой фиксатив.
Рисовать контур по грунту черным или цветным карандашом неудобно, потому что с грунта карандаш очень трудно стирается, и от многочисленных поправок и стирания резинкой поверхность грунта становится скользкой, как бы засаленной или излишне впитывающей масло. При цветном грунте можно пользоваться мелом.
Масляные краски легко ложатся на грунтованный холст и доску и не требуют специальных упражнений в покрывании краской поверхности.
Смешение красок
Начинающего писать масляными красками часто приходится удерживать от желания выкрасить предмет однотонно прежде, чем находить на нем тени, блики и рефлексы. Ему приходится говорить, что надо писать, а не красить.
Большинство тонов получается смешением красок. Чтобы научиться находить тона, необходимо знать, какие цвета возможны в природе и какие краски нужны для получения массы оттенков, видимых в природе.
Свою цветную окраску природа получает от солнца. Белый солнечный луч, пропущенный через стеклянную призму, разлагается на ряд цветов, образует так называемый солнечный спектр. В спектре насчитывают семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Если взять краски, подходящие к этим семи цветам спектра, и начать их смешивать, то легко убедиться, что некоторые цвета спектра получаются смешением красок. Только три цвета — красный, желтый и синий — никакими смешениями составлены быть не могут и требуют самостоятельных красок, прочие же цвета спектра получаются смешением этих трех основных.
Красная и желтая краски в смеси дают оранжевую, красная с синей — фиолетовую. Смешивая три основные краски в разных пропорциях, можно получить всевозможные оттенки коричневых, серых и других неярких цветов: вплоть до черного. Зная это, живописец не будет искать для каждого тона краску, а подумает о том, сколько в нужный ему тон войдет красного, желтого или синего.
Но краски, смешанные одна с другой, часто теряют свою яркость. Трудно, например, получить смешением достаточно яркие оранжевые, зеленые и фиолетовые тона. Вот почему бывает необходимо иметь яркие красно-оранжевые, зеленые, голубые и фиолетовые краски. Может оказаться нужной и черная краска, если черная, составленная из красной, желтой и синей, окажется недостаточно темной.
Так как в масляной живописи краски осветляются примесью к ним белил, живописец должен приучить свой глаз к изменениям, происходящим в красках от их разбеливания. Так, ультрамарин и краплак, положенные на белую поверхность прозрачным слоем, очень мало похожи на разбелы этих красок.
Говорить о том, как именно меняются краски от смешения их с белилами и какие тона получаются от смешения одной краски с другой, нет смысла. Передать цвет словами можно только очень отдаленно, живопись же требует очень тонкого и точного подбора тонов, а это дается только долгой практикой.
Неопытного живописца обыкновенно не столько затрудняет нахождение оттенка цвета, сколько его светосила. А между тем отношение силы отдельных пятен, составляющих картину, является главным, чем живописец может выразить и свет, и рельеф предметов, и воздух, их окружающий.
Можно представить себе картину, написанную без красок в один тон, но не может быть картины, в которой пятна не согласованы со стороны их световых отношений. На эти отношения должно быть особенно направлено внимание живописца.
Писать картину надо не сверху вниз, не от одного угла к другому, а так, чтобы как можно точнее установить отношения отдельных пятен картины в целом. Вначале надо наметить самое темное место картины, потом самое светлое и дальше располагать остальные пятна, сравнивая их одно с другим и сопоставляя, насколько каждое пятно светлее самого темного и насколько оно темнее самого светлого.
Возьмем такой пример. Живописец пишет пейзаж, в центре которого здание, освещенное солнцем, а на горизонте темная полоса далекого леса. Живописец начинает выполнять свою картину сверху вниз. Он пишет голубое небо и на нем белые облака, потом проводит темную полосу дальнего леса и доволен этой частью своей работы. Но вот, спускаясь ниже, живописец пытается передать стену, освещенную солнцем, и на ней темное отверстие открытого окна и видит, что передать этого он не может, что солнце не горит на освещенной стене, что облака и полоса дальнего леса выдвигается на первый план, что белизны белил не хватает на передачу освещенной стены и совершенно черное окно недостаточно отличается по силе от дальнего леса.
Ясно, что пейзаж нельзя было начинать с неба и далей, а предварительно надо было наметить силу света освещенной стены и темное отверстие окна и уже по отношению к этим пятнам найти силу облаков и дальнего леса.
Тонко и верно взятые отношения дают возможность передать и освещенные солнцем предметы, и огни, горящие на фоне сумеречного неба, и даже диск заходящего солнца. Если мы редко видим в живописи правдиво переданными эти эффекты, то это потому, что не очень многие живописцы обладают тонким глазом и способны отличить близкие по силе оттенки.
Нахождение тонких отношений очень затрудняется тем, что то же самое пятно кажется нам светлым, когда оно окружено более темным фоном, и представляется несравненно более темным на светлом фоне.
Такое же затруднение неопытный глаз встречает и при определении цветовых отношений, так как не только светосила, но и видимый цвет пятна зависит от соседних с ним пятен. Кусочек серой бумаги, положенный на различно окрашенные поверхности, представляется нам неодинаковым в зависимости от окружающего его цвета. На красном фоне эта серая бумажка будет казаться несколько зеленоватой, на зеленом — розоватой, на желтом — синеватой, а на синем — желтоватой и т. д.
Овладеть этими тонкостями можно только путем долгого упражнения своего глаза, долгого и внимательного изучения натуры.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев